Над материальными трудностями и долгами смеяться не принято. Тем не менее, над теми, кто попал в сложную ситуацию из-за невыплат по потребительским кредитам, пользователи интернета зачастую потешаются, поскольку считают, что эти люди пострадали из-за собственной глупости, недальновидности и стремления жить не по средствам.
Среди последних примеров, мягко говоря, недоброжелательного отношения к должникам – реакция блогеров на публикацию в декабрьском номере журнала Esquire «Кредитных историй». Рассказы о сотруднице почты, купившей в кредит телефон, стоимость которого в четыре раза превышала ее месячный доход, о модели, оплатившей деньгами банка увеличение груди, и о безработном молодом человеке, потратившем триста тысяч рублей на свидание с девушкой, изрядно повеселили пользователей блогов. Некоторые даже сочувствовали героям материала, но все равно задавали вопрос: «А чем они думали?».
Это свойственно не только жителям России. Недаром серия женских романов британской писательницы Софи Кинселлы о злоключениях девушки, раз за разом попадающей в долговую яму из-за неудержимой страсти к покупкам, пользуется популярностью во всем мире (серия романов о шопоголике переведена более чем на 30 языков). Однако у россиян и жителей стран СНГ возможность «жить в кредит» появилась сравнительно недавно, так что истинную цену использования заемных средств и возможные последствия недобросовестного отношения к долгам многие представляют себе смутно.
Возможно поэтому в средствах массовой информации так часто появляются сообщения о курьезных случаях в работе судебных приставов. Чтобы не дать описать имущество в счет задолженности (иногда не по банковским кредитам, а по алиментам или займам у частных лиц) или просто избежать неприятного разговора, должники порой идут на невообразимые поступки.
Так, задолжавший 70 тысяч рублей житель Великоустюгского района узнал о предстоящем визите судебных приставов и серьезно подготовился к нему. Мужчина жил в собственном деревянном доме. Он снял с водоотводной канавы вокруг дома мостки, залил территорию нечистотами из туалетной кабины, запер и забаррикадировал всевозможным хламом входную дверь и двери в комнаты. Когда преодолевшие все препятствия приставы вошли в дом, они обнаружили, что все это время неплательщик наблюдал за их действиями при помощи камер слежения. Впрочем, приставы уже привыкли к изобретательности должников: некую индивидуальную предпринимательницу из Омской области, сумма долгов которой превысила 30 тысяч рублей, пришлось несколько часов искать в хозяйственных постройках на ее земельном участке. Оказалось, что женщина заперлась в уборной в надежде, что туда приставы не заглянут.
На официальном сайте Федеральной службы судебных приставов можно обнаружить и не такие истории. Сообщается, например, о бывшем обладателе автомобиля «Лексус», который на протяжении нескольких лет скрывался от кредиторов. Для того, чтобы отнять у него машину в счет долга, приставам пришлось собрать на должника целое досье. Выяснилось, что мужчина повсюду сопровождает свою девушку, у которой очень кстати обнаружился небольшой неоплаченный штраф в ГИБДД. Она явилась для беседы к судебному приставу, а злостный неплательщик дремал в припаркованном неподалеку от здания «Лексусе». Там его и нашли оперативники.
Работа у приставов тяжелая и нервная. Выселяемых из квартир должников иногда приходится вытаскивать через окна, некоторые угрожают представителям закона самоубийством, меняют места работы и фамилии, а порой просто набрасываются на приставов. Известен случай, когда женщина покусала судебного пристава. Не желавшая оплачивать содержание детей в интернате мать три раза ударила пристава по голове сумкой. А в Чувашии женщина, которой не удалось получить документы на описанное имущество гражданского мужа, вырвала у девушки-пристава прядь волос и зачем-то ее проглотила.
Многим должникам приходится несладко, даже если до судебных приставов дело не дошло. Так, должнику украинского банка, просрочившему платежи по автомобильному кредиту, спустили шины внедорожника прямо возле здания финансового учреждения в Харькове. По слухам, сделали это сотрудники банка. В следующий раз украинец приехал в банк на броневике, приобретенном, по его словам, «на военной распродаже».
Конечно, сейчас для должников настали особенно тревожные времена. В связи с кризисом многие банки сокращают объемы выдачи кредитов и взять новый кредит для оплаты старого не получится. Впрочем, это ограничение неплательщикам только на пользу. А вот опасность временно лишиться работы и оказаться неспособным платить по счетам стала более реальной для тысяч добросовестных заемщиков.
В Европе и США давно существуют группы психологической поддержки для тех, кто хочет выбраться из долгов – что-то вроде всем известных «Анонимных алкоголиков» или клубов для людей, соблюдающих диету. Поведение должников в целом похоже по всему миру: и на американских, и на российских форумах неплательщики рассказывают, как месяцами не подходят к телефону, не открывают никому входную дверь и выбрасывают конверты с извещениями, не распечатывая их. От консультантов они получают одинаковые советы: попробовать объяснить ситуацию в банке, чтобы график погашения задолженности был пересмотрен, найти вторую работу, сдать лишнюю комнату или продать автомобиль, внимательно изучить законодательство, чтобы понять, какое наказание грозит неплательщику.
К этим советам можно прибавить только один: ни в коему случае не скрываться от банка и властей и при любых обстоятельствах демонстрировать готовность и желание погасить задолженность. Лишь злостное уклонение от выплаты долга, которое может быть расценено как мошенничество, в конечном счете способно привести к действительно трагическим последствиям.