В феврале избранный президент США Барак Обама объявит дефолт по государственным обязательствам и переведет страну на новую валюту амеро. Такие слухи, появившиеся недавно в виртуальном пространстве, преподносятся чуть ли не в качестве достоверной, инсайдерской информации. На днях глава Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке старался опровергнуть эти домыслы. Он заявил, что его ведомство, то есть американский центробанк, само готово скупать гособлигации. Денег у ФРС нет, но печатный станок под рукой. Так что Бернанке дефолта не допустит, вот только американская валюта может сильно ослабеть. К тому же администрации США не обязательно объявлять себя банкротом, чтобы оставить мир «с носом»…
Выступление главы Федеральной резервной системы (ФРС) США было эмоциональным и драматичным. Для начала он изложил все усилия, которые предпринимают денежные власти для спасения Америки от кризиса. Но тон сменился с мажорного на минорный к концу речи, когда глава ФРС перешел к перспективам на будущее.
— Возможности снижения ставок уже почти исчерпаны, — посетовал Бернанке. — Поэтому могут быть задействованы «нетрадиционные» методы регулирования.
Действительно базовая процентная ставка в США, которой федрезерв пытается воздействовать на экономику, уже близка к историческому минимуму — 1% годовых. И хотя Бернанке намекнул, что очередное снижение в декабре вполне реально, возможности ФРС небезграничны. «Не может же ставка быть ниже нуля», — грустно пошутил он. До нуля уже, как видно, недалеко, в экономику влили, по некоторым оценкам, уже $2 трлн, а свет в конце туннеля все не виден. Наоборот, сгущаются сумерки.
В III квартале впервые официально был отмечен спад ВВП на 0,5%, а в IV квартале, по прогнозам, он может достичь 5%. Производственная активность в США сейчас минимальная за 26 лет, безработица в стране к IV кварталу 2009 года, согласно прогнозу экспертов, достигнет 9% (обычно критичными считаются уже 6%), падение цен производителей в октябре было рекордным с 1947 года. Потребительский спрос в США в III квартале этого года упал на максимальную за 28 лет величину.
В общем, картина упадка маслом. Естественно, что нынешнее состояние экономики требует очередных денежных вливаний. И они обязательно будут, подтвердил Бернанке. Только откуда взять деньги в стране с дефицитным бюджетом? Конечно, у Минфина. А он уже подустал брать на себя убытки, понесенные банками и корпорациями. Откуда средства у Минфина? Он их просто занимает, размещая облигации. Но всему рано или поздно наступает предел. Боливар уже не может вынести всех свалившихся на него ездоков. Тут могут закрасться подозрения в платежеспособности самого Минфина. Вот тут на помощь и приходит ФРС.
Печатный станок уже включили
— Прямая скупка с рынка долгосрочных облигаций, о которых упомянул глава ФРС США Бен Бернанке, означает неограниченную денежную эмиссию — включение печатного станка, — говорит аналитик НБ «ТРАСТ» Павел Пикулев.
Дело в том, что поскольку резервов ФРС не имеет, то средства, необходимые на скупку гособлигаций, ему придется действительно печатать. Так федрезерв обычно и поступает, когда правительство обращается к нему за кредитом. Потом правительство возвращает долг из реальных денег налогоплательщиков, да еще и с процентами. В итоге ФРС зарабатывает, а в мире, как на ксероксе, множится количество этих зеленых бумажек, которые кроме как славой мировой валюты ничем не обеспечены. Чем это грозит?
— Неограниченная денежная эмиссия в долгосрочной перспективе является угрозой курсу доллара, который может ослабнуть, но никакого дефолта США объявлять не будут, — не сомневается Пикулев.
Такое мнение разделяет и директор Института экономики РАН Руслан Гринберг: «Дефолт по американскому госдолгу, введение Штатами новой валюты — все это нелепые фантазии». В принципе весь посыл речи Бернанке и заключался в том, что дефолта по госдолгу никто не допустит. Но стоит ли этому верить?
Долги США почти в 1,5 раза выше мирового ВВП
Тревоги о вероятном банкротстве США возникают регулярно. И источником их является, как это ни странно, само американское правительство. В последний раз волну по этому поводу поднял министр финансов страны Генри Полсон. В июле прошлого года он практически бился в истерике, запугивая конгресс тем, что над США нависла угроза дефолта по государственным долговым обязательствам. Причем он обязательно случится, если законодатели не поднимут потолок государственного долга.
Конгрессмены поломались для виду и согласились, причем уже не в первый раз. В итоге в марте этого года по плану Полсона ограничительную планку подняли с $10 трлн до $11,315 трлн. До того, чтобы выбрать отпущенное Америке, осталось каких-то $700 млрд. Учитывая, что на проекты по спасению США избранного президента Барака Обамы потребуется несколько триллионов, исчерпают этот потенциал довольно быстро.
— Сейчас суверенный долг США к ВВП составляет чуть более 60%, — успокаивает научный руководитель Высшей школы экономики Григорий Ясин. — Это вполне терпимо.
Америка по соотношению госдолга к ВВП и правда лидером не является (см. график). Но может ли страна, на чьей валюте завязаны резервы крупнейших экономик мира, решать проблему существующего кредита, набирая все новые? Это однозначно путь, ведущий в никуда. Кроме того, США в отличие от большинства стран госдолгом считают только займы федерального правительства. Если же суммировать всю задолженность Америки, куда входят обязательства муниципалитетов, штатов, корпораций, так называемых обычных людей, то сумма выльется в $ 100 трлн. А это уже, простите, 142% ВВП. Причем мирового. То есть весь мир должен почти полтора года трудиться, чтобы США могли выполнить все свои обязательства.
"В недрах Белого дома зреет план, как всех „обуть“
— По сути США — уже давно банкрот. Есть такое ощущение, что пока весь мир успокаивается, в недрах Белого дома зреет план, как всех „обуть“ и вылезти из кризиса с минимальными потерями, — размышляет гендиректор Центра макроэкономических исследований компании „БДО Юникон“ Елена Матросова. — Финансовая система, которую создали США, неизлечимо больна. Она своего рода мутант. То, что сейчас делает ФРС, — это попытка консервации мутанта. Когда у него отваливается рука, то ему ставят вместо нее протез. Не успели провести эту операцию, отваливается нога и т.д. до бесконечности. Но калека — он и есть калека.
Для того чтобы оставить мир с носом, США даже не нужно объявлять дефолт. Достаточно, к примеру, девальвировать свою валюту, на которой завязаны многие экономики мира. Поскольку доллар ничем не обеспечен, то инвестиции в долларовые активы сильно пострадают. А ведь Америка сейчас должна очень многим странам.
Пойдут ли на это США? Вполне возможно, учитывая, что в прошлом веке страна неоднократно подстраивала миру различные каверзы. Достаточно вспомнить, как в Великую депрессию (что, кстати, символично) президент Рузвельт сначала объявил об отказе от системы „золотого стандарта“, а когда вернулся к ней, то мало того, что девальвировал доллар по отношению к драгметаллу, так еще и потребовал все золото, которым владели американцы, сдать в казначейство.
Дальше больше. Сначала США втянули многие страны в Бреттон-Вудскую систему, сделав доллар центром мировой финансовой системы. Весь мир „подсел“ на эту валюту, которая стала выполнять функции резервной. А в 1971 году Никсон объявил о прекращении практики продажи золота за доллары иностранным центробанкам, фактически разорвав связь доллара и драгметалла. С этого момента США накопили 30% всего мирового запаса золота — это 79% резервов страны. Остальным же странам, в том числе и России, пришлось довольствоваться необеспеченными зелеными бумажками.
Чем могут расплатиться Штаты?
Если гипотетически предположить, что США объявят дефолт, то что будет с резервами многочисленных государств? Не подумать ли о вложении хотя бы наших „заначек“ в более обеспеченные активы, спросили недавно „Известия“ у замминистра финансов Дмитрия Панкина. Но он успокоил тем, что наши вложения обеспечены за счет того, что американская экономика — крупнейшая в мире. Мол, всем своим ВВП отвечают Штаты по обязательствам.
Конечно, ВВП у США велик и составляет примерно пятую часть мирового. Только структура у него весьма сомнительная. Лишь около 18% ВВП Америки приходится на промпроизводство и сельское хозяйство, основная же часть (более 76%) — это так называемые услуги. Причем чуть ли не половина из них — финансовые. Еще не менее 10% — юридические. Остальные информационные. Все они, между прочим, востребованы в основном в „мирное“ время. Вот и получается, что ответить по своим обязательствам США могут в основном спекулятивными финансовыми схемами и услугами адвокатов.
Валюты всех стран, объединяйтесь!
Доллар — как чемодан без ручки. И тяжело с ним, и бросить нельзя — другого чемодана пока нет. Тем не менее в мире уже давно зреют настроения „отвязаться“ от американской валюты. Как создать единую валютную зону? Пример — евро, введенный в обращение в 2002 году. В этой валюте сейчас ведут взаиморасчеты 15 европейских стран.
Возможность создания единой денежной единицы в нынешнем году начали обсуждать пять стран Персидского залива: Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Введение новой валюты планируется на 2010 год, но, возможно, обращаться новые деньги станут в 2012-2015 годах. Сегодня практически все страны залива сохраняют жесткую привязку к доллару (за исключением Кувейта).
Подумывают о создании собственных денег и страны Южной Америки. Не так давно на прошедшей встрече глав Венесуэлы, Боливии, Никарагуа, Гондураса, Доминики и Эквадора в рамках было принято решение создать общую систему резервов и региональную денежную систему. Задачи те же — борьба с последствиями кризиса и „отвязка“ от доллара. Сроки введения новой валюты, правда, не называются, а вот название новым деньгам уже придумали: сукре (от испанского sistema unitario de compensacion regional — единая система региональной компенсации).
Подобные новости начали поступать даже из Китая. Согласно последним статьям People's Daily (официальное издание Компартии Китая), руководство Поднебесной всерьез обсуждает планы отказа от использования доллара в качестве основной резервной валюты и перехода на новую. Иначе говоря, отказываться от юаня Китай вряд ли будет, а вот резервы явно может переложить в какие-то другие деньги.
В конце концов, избавиться от „чемодана без ручки“ задумала уже и сама Америка. И не только она. К 2010 году, как ожидается, США, Канада и Мексика введут единую валюту для взаиморасчетов с романтическим названием амеро, которая должна заменить американский доллар, канадский доллар и мексиканский песо.