Вопрос о продолжительности кризиса волнует всех — и правительство, и экспертов, и простых граждан. По самым оптимистичным прогнозам, стабилизация экономики может начаться уже в марте. По реалистичным — не раньше конца 2009 года.
По результатам опроса, проведенного компанией КОМКОН в первой декаде декабря, 34% россиян считают, что кризис продлится от года до двух лет. При этом, по оценкам социологов, постоянно растет число граждан, уверенных, что кризис продлится более двух лет.
Эксперты тоже пытаются просчитать временные рамки кризиса. Самый оптимистичный прогноз — для россиян пик кризиса придется на март 2009-го: в январе-феврале деловая активность традиционно снижается, а затем поредевшие ряды рыночных игроков подсчитают убытки, скорректируют программы выживания и примутся наверстывать упущенное. Отчасти этот прогноз базировался на предположении, что в странах Евросоюза пик кризиса уже миновал, а Россия всегда повторяет «европейский сценарий» с определенным запозданием.
Однако выводы о преодолении Европой кризиса оказались преждевременно оптимистичны. В частности, Financial Times опубликовала прогноз, согласно которому в наступающем году банкротство ожидает 200 тысяч западноевропейских компаний (против 197 тысяч в текущем). В США в 2009 году разорится порядка 62 тысяч компаний против 42 тысяч в нынешнем и 28 тысяч — в 2007-м.
«Финансовый кризис резко увеличил риск банкротства, особенно в 2009 году, — процитировала Financial Times мнение главного экономиста Euler Hermes Ромео Грилла. — Обвал произойдет и в США, но основной удар придется по Европе и особенно по Великобритании». В первую очередь, пострадают автопром, ритейл, текстильная промышленность и логистика.
Поэтому не следует рассчитывать, что после марта экономическая ситуация улучшится — в лучшем случае, это произойдет в августе-сентябре. «Посадка экономики будет очень жесткой, — заявляют эксперты УК «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент». — Самыми пострадавшими отраслями будут те, которые ориентированы на товары длительного пользования – металлургия, машиностроение, нефтехимия, стройматериалы». «В среднесрочной перспективе ожидать быстрого восстановления от экономики и, соответственно, фондового рынка не стоит», — резюмировали эксперты, отметив, что делают ставку на 4 квартал 2009 года.
Следует отметить, что подобного мнения придерживаются и топ-менеджеры многих российских компаний. Правда, в последнее время их прогнозы становятся все более осторожными и менее оптимистичными — тем более, что по части экономических показателей ноябрь-2008 «обогнал» даже последефолтовый сентябрь-1998.
По экспертным оценкам, активность в отечественном промышленном секторе снижается четвертый месяц подряд и в ноябре достигла минимума за более чем 11 лет. Инвесторы это осознают и предпринимаю соответствующие меры: по оценке замминистра экономического развития РФ Андрея Клепача, отток капитала из России в следующем году составит $90 млрд.
И даже последние прогнозы представителей государства, несмотря на положенный по должности оптимизм, не обещают быстрого избавления от экономических проблем. «В нашем случае период выхода из кризиса начнется не раньше конца 2009-го или начала 2010 года. Я считаю, что нас ждет еще один непростой год», — заявил первый заместитель председателя Центробанка РФ Алексей Улюкаев в интервью телеканалу Russia Today.
А главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич убежден, что российские власти могут оказаться вынуждены обратиться к международным финансовым организациям за помощью — если среднегодовая цена нефти в 2009-2010 годах опустится до $30. Конечно, экономист оговорился, что не считает этот сценарий очень реалистичным, однако следует «рассматривать самые различные варианты».
Некоторые эксперты предпочитают поддерживать в россиянах «боевой дух», делая абстрактные прогнозы, для выполнения которых нужны совершенно фантастические условия. Например, председатель правления Института современного развития (ИНСОР), вице-президент РСПП Игорь Юргенс считает, что грядущий год пройдет для россиян относительно безболезненно, если один из основных потребителей российского экспорта — Китай — сохранит темпы роста экономики на уровне примерно 8%. Кроме того, России необходима действующая глобальная система кредитования и цена нефти в пределах $60-65 за баррель. При выполнении этих условий «выздоровление» российской экономики может начаться уже со второй половины 2009 года.
Но уже сегодня понятно, что Китай не поможет (там тоже бушует кризис), нефть ростом цен не порадует, кредиты в ближайшее время тоже будут непозволительной роскошью. Поэтому, скорее всего, сбудется пессимистичный вариант прогноза Юргенса — падение ВВП, значительное сокращение занятости и полномасштабный кризис