Вчера министр экономики Юлия Свириденко на заседании правительства рассказала о ситуации с топливом в стране и как власти борются с его дефицитом.
Запасов, по оценке ведомства, сейчас хватит всего лишь на 3-5 дней, а среднесуточное потребление составляет 13 тысяч тонн:
«У нас есть запасы бензина на 5 дней, запасы по дизелю – на 3 дня. А у нас при нормальной бизнес-модели операторов эти запасы составляют 15 дней как минимум. Когда мы сможем накопить остатки операторов до 15 дней, вопрос об очередях снимется сам по себе. У нас очередей не будет и дефицита не будет».
По словам Свириденко, в марте-апреле Киев провел переговоры с главными поставщиками топлива в ЕС для их переориентации на украинский рынок. Плюс ко всему договорился с соседями об отмене разрешений на въезд бензовозов:
«Если мы в марте завозили 35 тыс. тонн по железной дороге, в мае ожидаем, что это будет 180 тыс. тонн. Автомобильным транспортом увеличили завоз в 15 раз. Если мы в марте завозили всего 5, в мае планируем не менее 85. Речным транспортом – увеличение в 5 раз».
Еще Украина договорилась с Венгрией о реверсе трубопроводом 35 тыс. тонн в месяц. В целом, по оценкам Минэкономики, к концу мая Украина получит 350-360 тыс. тонн горючего по новым логистическим маршрутам. Суточный объем импорта в мае вырастет с 4 тыс. до 11-12 тыс. тонн.
Кроме того, в мае ожидается потребление 300 тыс. тонн дизеля и 120 тыс. тонн бензина. Свириденко утверждает, что такой объем импорта уже законтрактован украинскими сетями, осталось вовремя отвезти его в Украину.
Между тем премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что 172 заправки сети АЗС Glusco (была сформирована на базе розничного бизнеса компании «Роснефть», – прим.) перейдут в управление «Нафтогаза», что также поможет в преодолении дефицита топлива:
«У нас есть решение суда, предусматривающее передачу соответствующего имущества государству. Мы его выполняем. Позиция здесь четкая: активы России и связанных с ней компаний в Украине должны перейти нашему государству и работать на благо нашей страны и всех украинцев».
Усилия и обещания – это, конечно, хорошо. Но пока что реальная картина с горючим в Украине плачевна. О километровых очередях на АЗС нечего вспоминать. Из свежих новостей вот: в Полтаве из-за проблем с топливом часть коммунальных автобусов не выходит на рейсы. Бензин и дизель берегут для теробороны и ВСУ.
Стоит напомнить, что киевские перевозчики собираются повысить стоимость проезда в маршрутках. Тоже из-за дефицита «питания» для своих «железных коней».
Примечательна в этой всей ситуации инициатива Антимонопольного комитета Украины начать проверку топливного рынка. Ее цель, как заявили в пресс-службе госоргана, – выяснить, были ли объективные причины для ограничения продажи горючего на АЗС в апреле-мае или имел место сговор крупнейших игроков рынка.