В Москве участились случаи надувательства населения в пунктах обмена валют, куда во время кризиса люди кинулись запасаться иностранными деньгами. О размахе бедствия свидетельствуют многочисленные жалобы, приходящие в редакцию. Да и по собственному опыту мы знаем: журналисты тоже становятся жертвами мошенников. Милиционеры разводят руками: против проходимцев, проявляющих чудеса ловкости рук, они бессильны — по данным ГУВД, с начала года не удалось возбудить ни одного уголовного дела, жулики выходят сухими из воды.
За примерами далеко ходить не надо. Рядом с редакцией расположен пункт обмена валюты. Светящаяся вывеска днем и ночью показывает курс — выгоднее, чем у конкурентов. И без комиссии.
Мелкие суммы мошенникам не интересны
Есть у этого обменника особенность: когда ни спросишь там сотню-другую долларов или евро, всегда один ответ: «Нет валюты». Однако если вам нужна крупная сумма, то деньги тут же находятся.
— Мне надо было купить 2900 долларов, — рассказывает коллега-известинец. — Получив рубли, кассирша у меня на виду отсчитала 29 стодолларовых купюр и хлоп — бросила их в лоток. Я их достал, тут же пересчитал. И что же — оказалась 21 купюра. «Вы сколько дали?» — «Две девятьсот». — «А тут две сто», — говорю. А она совершенно спокойно: «Посмотрите внимательнее в лотке». Я еще раз сунул туда руку — там лежали недостающие купюры.
На следующий день неугомонный коллега захотел разгадать тайну валютного лотка и снова отправился в тот же обменник. Там сидела другая девушка, но того же типа — неброская, бледноватая, крашенная в светлый тон, лет тридцати. Решил обменять 700 долларов.
— У меня только шестьсот восемьдесят, — сказала девушка.
— Не принципиально, — согласился коллега.
Как и ее напарница, кассирша на глазах у клиента отсчитала купюры: несколько червонцев рублевой сдачи, потом шесть долларовых десяток, одна двадцатка и шесть сотенных. Казалось бы, чин чином. Но…
— Я выгреб лоток так, что аж ногтями по дну поскреб, — рассказывает коллега. — Пересчитываю — опять трех сотенных не хватает! И как в прошлый раз: только сказал об этом, мне в ответ: «Посмотрите внимательнее!» И точно: три бумажки в лотке. Ну, не мог я их не заметить!
В редакции мы устроили мозговой штурм. Вроде догадались, почему мелкие суммы кассирша не обменивает: две-три купюры — они на виду, и обман будет сразу замечен. Однако ответить на главный вопрос: как получается фокус с деньгами, которые то есть, то их нет, мы не смогли.
«У вас целлофановый пакет есть?»
Коллеге в общем-то повезло: он ничего не потерял. Однако нередко люди выходят из обменников, оставляя там сотни, а то и тысячи долларов. Так было еще с одним моим знакомым, решившим прикупить долларов на 120 тысяч рублей. Выбрал обменник с хорошим курсом в подземном переходе на Тверской, напротив книжного магазина «Москва». Спросил, наберется ли валюты на такую сумму и, получив утвердительный ответ, положил деньги в лоток. Кассирша, не трогая денег, говорит:
— Сейчас достану доллары из сейфа.
Нагнулась, где-то пошарила и огорошила моего знакомого вопросом:
— У вас есть целлофановый пакет?
— Зачем? — удивился тот.
— У меня только пятидолларовыми купюрами, у вас карманов не хватит.
— Что за чушь?! — рассердился знакомый и, схватив деньги, ушел.
Разумеется, при здравом размышлении ясно: ну откуда в обменнике только 5-долларовые купюры, да к тому же на несколько тысяч — это что-то странное. Но обескураженный товарищ сгоряча ничего не заподозрил. И только у другого обменника обнаружил недостачу 10 тысяч рублей. Прибежал обратно, а кассирша приняла вид оскорбленной добродетели: «Мужчина, я же не прикасалась к вашим деньгам!» Но тогда куда же они делись?
— Целлофановый пакет для мелких купюр — оригинально придумано, — оценили оперативники. — Обычно действуют проще. Вот был случай с одним сербом, руководителем строительной фирмы. На Тверской-Ямской около Белорусского вокзала он менял доллары. Положил деньги в лоток, а ему кассирша говорит: при обмене взимаются комиссионные 5 процентов. Вы иностранец? Тогда еще 3 процента — в итоге 8 процентов. У того глаза на лоб полезли. Стал спорить. А она: не нравится — не меняйте. Он рассердился, схватил деньги и только у другого обменника обнаружил: не хватает 500 долларов.
Пока милиция будет ломиться, кассир съест все меченые купюры
Эти байки в ОВД «Тверское» нам рассказали в ответ на просьбы пройти с нами в обменник и помочь вернуть деньги — благо от отделения милиции это пять минут хода.
— Ничего не получится, — убеждал нас дознаватель. — Вы уже вышли из обменного пункта, в этом случае кассирше ничего вменить нельзя. Да и номеров купюр вы же не переписывали: как вы докажете, что это именно ваши деньги, даже если мы их найдем? Единственное, что я могу сделать, это принять от вас заявление.
Получается, если клиент заметил недостачу не отходя от кассы, то ему денежки тут же вернут. А если отошел, то не вернут никогда. Неужели обманщики неуязвимы? Решили мы в редакции предложить руководству столичной милиции провести совместный рейд по подозрительным обменникам: милиция разоблачает, мы пишем. Но и тут незадача.
— С обменными пунктами все не так просто, как вам кажется, — заверил меня заместитель руководителя пресс-службы ГУВД Москвы Владимир Коробков. — Ну, дадут наши сотрудники кассирше помеченные купюры. Ну, недодаст она несколько сотен долларов. Объявим мы «контрольную закупку». И что? Она скажет: «Посмотрите внимательнее в лотке». А там лежат недостающие деньги — что нам тогда делать?
— Второй вариант, — продолжает рисовать бесперспективную картину наш собеседник. — Не будем пересчитывать деньги, выйдем из обменного пункта, а потом как бы заметим недостачу и вернемся. Тут она вообще с полным правом может послать нас куда подальше.
Изумлению нет предела: куда это «подальше»? А зафиксировать передачу денег на скрытую видеокамеру, переписать номера купюр, снять кассу (сверить имеющуюся наличность с прошедшей через кассовый аппарат) — неужели это невозможно?
— Да нас никто не пустит в кассовое помещение, — терпеливо объясняет «правду жизни» Владимир Коробков. — Если кассир закроется изнутри, то попасть туда без помощи МЧС невозможно — для защиты кассиров от налетчиков внутреннее помещение представляет собой крепость за пуленепробиваемым стеклом. И где гарантия, что, проникнув туда, мы найдем наши меченые купюры? Может, у кассира там тайник, который мы не найдем. А если и нет тайника, то пока МЧС будет вскрывать пункт, кассир может просто съесть деньги. А потом еще их юристы обвинят наших сотрудников в провокации или незаконном проникновении в служебное помещение.
Примерно то же самое мне сказали в ГУВД и специалисты по мошенничествам. Вывод пессимистичен: с валютными мошенниками никто не борется. В результате люди просто перестали обращаться в милицию, и такой вид преступления практически исчез из сводок. А раз нет в сводках, значит, нет и в жизни. И поэтому в ГУВД на корреспондента «Известий» посмотрели даже с некоторым недоумением — из-за чего сыр-бор, преступление-то неактуальное.
Конечно, говорить, что милиция совсем не обращает внимания на обменники, было бы неправильно. Некоторые из них периодически закрывают. Но не за то, что обманывают людей, а за то, что работают без лицензии. Защита же населения от валютных мошенников для милиции, к сожалению, не является приоритетом. Ей-богу, странно. Неужели территориальные отделы милиции или участковые не могут создать для мошенников такую обстановку, чтобы земля горела под их обменными пунктами? А если не создают, то получается, это кому-то выгодно?..
Кассиры обманывают даже хозяев
Пока милиция ищет причины для оправдания своего бездействия в борьбе с валютными мошенниками, люди пытаются защитить себя сами. И иногда это получается.
— В обменнике на Кузнецком Мосту мне недодали 6 тысяч рублей, — рассказала «Известиям» довольно известная столичная адвокатесса. — Недостачу я заметила только дома. Стало до слез обидно, и вместе с тем меня это очень разозлило. Я поехала в обменный пункт. Конечно же, девушка-кассир мне отказала. Сказала, что надо было считать деньги, не отходя от кассы. Меня это настолько возмутило, что я достала удостоверение и пригрозила затаскать ее банк по судам. И потребовала вызвать руководителя.
Минут через десять к обменнику подошел плотный седой мужчина лет шестидесяти, говоривший с сильным азербайджанским акцентом.
— Настроен он был благодушно, — продолжила рассказ адвокат. — Выслушав меня, сказал кассирше: «Сними кассу». Пересчитал деньги, сверил с кассой — наличности получилось на 10 тысяч рублей больше. Я говорю: «Вот видите, вы не только меня, но и еще кого-то на 4 тысячи обманули». Хозяин только вздохнул. Отдал мне 6 тысяч, вышли мы из обменника, а он по-доброму так говорит: «Послушай меня, девушка, ты повнимательнее будь, эти кассиры — такие жулики, всех обманывают, даже меня».
Не удалось мошенникам поживиться и за счет депутата Госдумы, фамилию которого люди, рассказавшие мне эту историю, попросили не называть. В обменнике около станции метро «Краснопресненская» депутата «кинули» на несколько тысяч долларов. Как водится, недостачу он заметил уже в машине. Вернулся. Однако ни он сам, ни его удостоверение не произвели на кассиршу должного впечатления. Тогда депутат вызвал свою вооруженную охрану. Они блокировали обменник, перепуганная, но несломленная кассирша заперлась изнутри, охранники прикладами пытались взломать дверь — безуспешно. Приехал вызванный кассиршей хозяин обменника с друзьями, но, оценив превосходящие силы народного избранника, отдал деньги.
Однако, похоже, что этими двумя случаями успешные попытки восстановления справедливости исчерпываются.
Как не стать жертвой валютных кидал?
Всегда исходите из того, что в обменном пункте вас хотят обмануть, поэтому запомните несколько правил.
Перед тем как положить деньги в лоток, спросите, не берется ли комиссия. Пересчитайте деньги на глазах у кассирши и объявите ей сумму — пусть видит, что вы настороже. Если вам вдруг начнут рассказывать о мелких и ветхих купюрах или другие истории, подводящие к тому, чтобы вы отказались от обмена, насторожитесь: вас явно хотят сбить с толку.
Если вы решите (или вас вынудят) не производить обмен, то, забирая деньги из лотка, обязательно их снова пересчитайте. Ну и, конечно, получив деньги после обмена, тоже их сразу пересчитайте.
Если вас обманули и не возвращают деньги, звоните в милицию, не выходя из обменного пункта. Но будьте готовы к тому, что она приедет не скоро. Позвоните заодно и владельцу обменного пункта — информация для обращений и жалоб физических лиц должна находиться в помещении обменного пункта на стенде или в ином оформленном виде, доступном для обозрения. Там же должна находиться и информация (наименование, адрес и телефон) о банке, открывшем обменный пункт.