В 2009 году мир накроет новая волна финансового кризиса, последствия от которой для мировой экономики будут еще более ощутимыми, чем от первой. Такой безрадостный прогноз сделал 3 февраля глава монетарного департамента Гонконга Джозеф Ям в интервью газете South China Morning Post, передает агентство Прайм-ТАСС.
По мнению Яма, спровоцировать вторую волну может такое растущее явление, как финансовый протекционизм, который идет на смену практике торгового протекционизма и «угрожает принять глобальный характер». Имеется в виду «замораживание» зарубежных финансовых и инвестиционных каналов в качестве средства защиты национальных экономик в условиях кризиса. Так, Китай дает понять, что в нынешних условиях будет крайне осторожно подходить к вопросу дальнейшей покупки американских казначейских облигаций.
Кроме того, очередное ухудшение ситуации, по мнению гонконгского специалиста, будет связано с «кредитным сжатием», т. е. отказом банков предоставить заемщикам средства на продление или рефинансирование взятых ранее ссуд. В результате бизнес-сообщество может оказаться в ситуации, в которой банкиры просто откажутся предоставлять ему средства.
В первую очередь, прогнозирует Ям, отказаться от сотрудничества с заемщиками могут кредитные организации, испытывающие трудности на родине – в Европе или США. По словам вице-президента Азиатско-Тихоокеанской ассоциации кредитного рынка Вилсона Вана, сейчас участие иностранных банков в кредитах гонконгским компаниям составляет 30-40%. После второй волны кризиса оно может сократиться до 10-20%. С этой проблемой, по словам Яма, придется столкнуться не только гонконгским, но и мировым заемщикам, например, австралийским или европейским.
В этих условиях компаниям, оказавшимся под угрозой дефолта, придется искать поддержки или у «домашних» банков, или же напрямую у государства. Вилсон Ван считает, что крупные компании, эффективно обслуживающие собственную задолженность, имеют неплохие шансы получить средства от местных кредиторов. А вот мелкие и средние компании, особенно находящиеся в плохой финансовой ситуации, в результате могут объявить о банкротстве. На государственные кредиты таким объединениям рассчитывать также особенно не приходится, поскольку решение о том, давать или не давать деньги конкретному заемщику, государство будет принимать, основываясь на оценках тех же банкиров.
О том, что кризис вовсе не собирается заканчиваться, свидетельствуют и данные с его родины – Соединенных Штатов Америки. Президент США Барак Обама в интервью телеканалу NBC уже объявил о том, что некоторым американским банкам все еще грозит банкротство. Многие банки еще не до конца осознали размеры своих убытков, заявил Обама. Подобное положение дел американский президент списал на неправильное руководство и неоправданные риски, на которые готовы пойти некоторые банки. В то же время он особо отметил, что он лично попросил министра финансов США Тимоти Гейтнера предоставить банкам рекомендации по соблюдению интересов вкладчиков, пишет K2Kapital.
Кроме того, безрадостные данные обнародовали аналитики Standard & Poor's. По их данным, в течение 2009 года почти 200 компаний США, в т. ч. такие известные, как Ford, и еще несколько десятков в остальном мире могут объявить дефолт по своим обязательствам, что приведет к своеобразному «эффекту домино» и новому витку кризиса. На данный момент, по сведениям агентства, преддефолтный рейтинг с негативным прогнозом имеют более 180 американских компаний. Кроме того, в последнее время число корпораций с рейтингом В (что означает «в данный момент эмитент платежеспособен, но существует риск дефолта в будущем») резко увеличилось – их уже более 800, что составляет около трети всех компаний США, имеющих корпоративные рейтинги агентства. Также на грани дефолта находится 61 компания со спекулятивным рейтингом, находящаяся за пределами США.
Среди самых подверженных риску дефолта, по наблюдениям S&P, – ритейлеры и рестораторы, производители автомобилей и автомобильных комплектующих, СМИ, газетчики и печатники, представители секторов азартных игр и аренды жилья.
Агентство приводит и признаки, по которым можно определить, насколько данная конкретная компания близка к банкротству. Половина из 17 дефолтов, произошедших в США в декабре, стала результатом неудачных попыток рефинансирования задолженности, когда компании предлагали кредиторам новые ценные бумаги меньшей ценности, чем существующие долги, чтобы сократить затраты на выплату процентов или отсрочить выплаты по основному долгу.
Согласно S&P, американским компаниям сейчас необходимо рефинансирование по долговым ценным бумагам на $0,5 трлн и банковским кредитам – более чем на $1 трлн, что крайне сложно сделать в условиях кредитного кризиса. А у 240–245 компаний в мире, попавших в основную «группу риска» S&P, наличествует «из ряда вон выходящая» задолженность почти на $400 млрд.
По мнению аналитиков, столь массовое сползание ранее благополучных компаний в преддефолтную зону вполне объяснимо, ибо одной из черт экономики США и многих других стран последнего времени является их «перекредитованность», не обеспеченная реальными средствами.
С учетом того, что американская экономика на сегодняшний день – одна из крупнейших в мире, дефолты могут отразиться и на других странах; в первую очередь проблемы испытывают держатели бумаг этих компаний, их поставщики и потребители, говорит зампред правления «Абсолют банка» Анатолий Максаков. В конечном счете, в результате этого на мировом валютном рынке снизится и доверие к доллару, добавляет он, которое сегодня держится фактически на отсутствии лучшей альтернативы доллару как резервной валюте. Все эти опасности вынудят финансовые и политические власти принять новые «антикризисные» меры, считают эксперты. Однако просто «залить» проблему деньгами, как это пытались делать до сих пор, вряд ли получится, тем более что денежные ресурсы государств не беспредельны.
Тем временем громкое заявление сделал только что вступивший в должность новый Генеральный прокурор США Эрик Холдер. Он заявил, что намерен привлечь к ответу финансистов Уолл-стрит, чьи спекуляции и нарушения привели к мировому финансовому кризису. Министерство юстиции США проведет расследование и «заставит виновных нести ответственность», заявил Холдер, подчеркнув вместе с тем, что его ведомство вовсе не собирается устраивать «охоту на ведьм».
Что касается нашей страны, то, по некоторым оценкам, в России в феврале-марте этого года может начаться вторая стадия банковского кризиса, связанная с массовыми невозвратами кредитов. «С середины осени ухудшается качество кредитного портфеля во многих финансовых организациях, особенно быстро растут неплатежи предприятий нефинансового сектора. И, видимо, это даст толчок второй волне кризиса, которая существенно ухудшит качество банковских активов», – полагает главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин, передает «Немецкая волна».
Исполнительный вице-президент ассоциации российских банков Анатолий Милюков, заявил, что, по его оценкам, неоплаченным может оказаться каждый 10-й кредит. «На сегодняшний день доля невозврата по кредитам составляет около 4%. Это неопасно, но мы чувствуем, что с каждым днем это число возрастает. И можно ожидать, что в феврале-марте оно может достигнуть 7-10%», – подчеркнул Милюков. Наиболее негативно это отразится на мелких и средних банках, особенно учитывая тот факт, что правительство России решило повысить требования к размеру обязательного минимального капитала банка. В результате, по мнению экспертов, количество банков резко сократится. «Сейчас идет тенденция на обязательное увеличение банковского капитала, в результате чего 200–300 банков прекратят свое существование», – сказал Милюков.
Ранее глава российского Центробанка Сергей Игнатьев заявил, что его ведомство не исключает повторения кризисной ситуации в банковском секторе. «Непосредственно сегодня-завтра никаких рисков нет. Но в принципе такие риски существуют: ситуация может и не улучшиться в ближайшее время, и связано это с ростом риска невозврата кредитов банкам», – отметил он.