Уже больше месяца благополучную и стабильную в своей финансовой системе Швейцарию ежедневно лихорадит новыми сведениями о падении акций банка UBS.
О мошенничестве его банковских служащих и об угрозе упразднения банковской тайны — непоколебимой основы всей швейцарской банковской системы.
Происходящее сейчас с самым крупным швейцарским банком, поставившее под удар доверие ко всей стране как к надежному хранителю денежных вкладов, не должно вызывать удивления, — считает Брюно Гуртнер, президент международного объединения за налоговую справедливость Tax Justice Network. — Непонятно, почему Швейцария оказывает помощь гражданам других стран в уклонении от налогов, скрывая их доходы на счетах в швейцарских банках. В Женеве, Цюрихе и Лугано существует целая индустрия налоговой оптимизации, которая разрабатывает все более утонченные механизмы, чтобы обойти налоговые службы`.
К сожалению, федеральные власти Швейцарии явно недооценили серьезность мирового финансового кризиса и особенно — той патовой ситуации, в которой оказались непосредственно замешаны американские филиалы банка UBS. Полгода назад подкомитет по расследованиям сената США обнародовал доклад, в котором утверждалось, что с помощью швейцарского UBS и банка LGT (Лихтенштейн) богатые американцы якобы увели от налогообложения 1,5 триллиона долларов и недоплатили в казну около ста миллиардов.
19 июня 2008 года бывший банкир UBS Брэдли Беркенфелд признался суду во Флориде, что сотрудники банка помогали состоятельным клиентам из США скрывать свои активы от налоговиков путем регистрации фиктивных структур, которым приписывалось владение незадекларированными средствами. В качестве компенсации руководство UBS согласилось выплатить США 780 млн. долларов.
Еще в июле прошлого года американские власти обратились с просьбой к швейцарской администрации сделать сортировку данных по американским клиентам банка UBS, уличенных в неуплате налогов. Но к указанному сроку, а именно к концу декабря 2008 года, никакой информации из Швейцарии не поступило. 16 февраля американские власти направили в адрес правительства Швейцарии ультиматум с требованием выдать на протяжении трех дней данные о 250-ти американских клиентах, которые подозреваются министерством юстиции США в уклонении от уплаты налогов. По мнению федеральной налоговой службы США, речь идет о нескольких миллиардах долларов. Накануне в американской печати была обнародована информация о „действиях“ работников UBS: множество спецкомандировок в США, закодированная переписка между клиентами и банком, документы по оформлению сотен подставных фирм. Неудивительно, что ярость американской Фемиды достигла предела. Власти пытаются вытащить страну из кризиса, инвестируя миллиарды долларов в спасение банков, страховых компаний, сектора недвижимости, автомобильной промышленности, и, естественно, они прямо заинтересованы в возвращении тех миллиардов, незадекларированных в федеральной налоговой службе США, которые преспокойно хранятся на счетах их предприимчивых сограждан в швейцарских банках.
Первоначально UBS отказался от требования минюста США нарушить табу на разглашение тайны вкладов. Однако после угрозы со стороны американских властей запретить деятельность UBS на территории страны, FINMA (швейцарский департамент по контролю над банковской деятельностью), приказал UBS немедленно предоставить сведения о нескольких сотнях американских клиентов, имеющих номерные счета.
Согласно закону о банковской деятельности, принятому в 1934 году Федеральным советом Швейцарии, банковская тайна — это уголовно-правовое понятие, и за ее разглашение предусмотрены уголовные санкции, вплоть до заключения провинившегося банкира под стражу. Следует отметить, что в Швейцарии понятие „банковская тайна“ рассматривается также как выражение экономического либерализма, а именно как уважение неприкосновенности личной сферы человека. Интересно, что при этом швейцарский закон разграничивает два понятия: уклонение от уплаты налогов и налоговое мошенничество. Уклонение от уплаты налогов, точнее недекларирование (умышленное или „по забывчивости“) сведений о доходах или имуществе рассматривается не как преступление, а как административное нарушение. Однако налоговое мошенничество (подразумевается фальсификация документов) может стать основанием для раскрытия банковской тайны, т.е. передачи сведений о клиенте юридическим службам страны, затребовавшим данную информацию в официальном административном порядке.
19 февраля войдет в историю банковского дела Швейцарии как черный день календаря: страна, известная как едва ли не самая надежная в отношении банковских вкладов, впервые нарушила банковскую тайну. Банк UBS по настоянию FINMA передал американскому правосудию сведения о 250-ти клиентах. Таким образом, пытаясь спасти „место работы“ UBS на территории США, благонравная Швейцария оказалась в вихре внутренних административно-правовых разбирательств. Федеральный административный суд Швейцарии немедленно издал указ, запрещающий передачу американским властям сведений о клиентах банка, одновременно потребовав от департамента FINMA срочные объяснения правомерности совершенных действий. А восемь американских граждан, в свою очередь, подали в суд на банк UBS за разглашение их номерных счетов.
Итак, незыблемый монолит швейцарской банковской тайны треснул. Не только для банкиров, но и для самих швейцарцев банковская тайна и гарантии надежности вкладов в швейцарских банках — это нечто вроде национальной гордости. Поэтому неудивительно, что уже две недели в прессе, на телевидении, среди друзей, в семьях, за утренним кофе или вечерним аперитивом не прекращаются разговоры на эту очень болезненную, как оказалось, тему. Ежедневно в прессе публикуются выступления — мнения политических деятелей, парламентариев, банкиров, адвокатов.
„Если не будет банковской тайны, Швейцария как один из лидирующих финансовых мировых центров может потерять половину вкладов“, — считает президент фонда Geneva Financial Center, руководитель старейшего частного банка Швейцарии Pictet&Cie Иван Пиктэ. Сегодня банковский сектор Швейцарии составляет 12% ВВП. С упразднением банковской тайны его доля сократится вдвое. Филиалы более чем 140-ка иностранных банков, расположенных только в одной Женеве (!), прекратят свое существование: ведь работая на швейцарской территории, они также соблюдают банковскую тайну.
Несмотря на небольшие размеры, маленькая альпийская страна является первой в мире в области управления финансами и имуществом частных лиц, не являющихся резидентами страны. Одна треть мирового рынка денежных сбережений (накоплений) управляется из швейцарских банков. Надежность, стабильность и безопасность денежных вкладов в швейцарские банки проверена временем и историей. И существование банковской тайны гарантирует финансовый имидж страны.
Однако не только американский фиск точит зубы на швейцарские банки, требуя выдачи данных о еще 52-х тысячах клиентах, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. Недавние заявления президента Франции Николя Саркози и федерального канцлера Германии Ангелы Меркель не на шутку испугали швейцарское правительство. 22 февраля в Берлине на генеральной репетиции апрельского саммита Большой двадцатки г-жа Меркель заявила: „Мы хотим ввести в действие систему конкретных санкций против тех стран, которые отказываются от международного сотрудничества в области обходов налогового законодательства или не обеспечивают полной прозрачности финансовых потоков“. А французский президент прямо заявил, что Швейцария, возможно, будет фигурировать в черном списке стран, именуемых „налоговым раем“ (fiscal paradise), который будет обнародован во время работы саммита G-20.
Оказаться на одном уровне с Каймановыми островами, Гибралтаром или Андоррой явно не к лицу респектабельной Швейцарской Конфедерации. 25 февраля президент и министр финансов Швейцарии Ханс-Рудольф Мерц информировал о создании специальной комиссии — task force (на швейцарском французском этот термин звучит гордо — „стратегическая делегация“) для защиты интересов Швейцарии в ее отношениях с США и Европейским Союзом и для обеспечения стабильности финансовых центров страны. Под давлением США и Европейского Союза Швейцария, возможно, будет вынуждена внести определенные коррективы в свой закон о банковской тайне и упразднить существующее различие между понятиями „уклонение от уплаты налогов“ и „налоговое мошенничество“.
По мнению Ивана Пиктэ, одного из самых уважаемых швейцарских банкиров, предстоящий саммит Большой двадцатки представляет реальную угрозу для существования банковской тайны в Швейцарии. В ситуации глубокого финансового и экономического кризиса правительства вынуждены были инжектировать феноменальные суммы в финансовый сектор своих стран. Чтобы вынести эти обязательства, придется увеличить налоги. Поэтому государства должны удостовериться, что их самые богатые налогоплательщики не смогут уклониться или скрыться от уплаты налогов. „Нам предстоят очень тяжелые переговоры, которые отразятся на эволюции нормы наших банков — на швейцарской банковской тайне“, — резюмирует руководитель старейшего частного банка Швейцарии.