Однажды в Советском Союзе люди в Москве уснули тихим и безмятежным сном, а утром, придя в магазин, они обнаружили там горы красной и черной икры, десятки видов колбас и прочих продуктов. Слабонервные подумали, что в СССР наступил коммунизм, но действительность была гораздо прозаичнее: наступила Олимпиада 1980 года. И после ее окончания все экзотические продукты опять пропали из свободной продажи и остались лишь на полках обкомовских и валютных магазинов. К чему это лирическое вступление?
К тому, чтобы украинские читатели смогли провести параллели с резко упавшим курсом доллара США. Неужели так возможно: всего одна ночь, и доллар потерял в цене почти 3 гривны! Разве такое может быть в НОРМАЛЬНОЙ стране?
Более того, это у населения банки доллар почему-то покупают по 7 гривен, но продавать его хотят по 9,50. Разве это вас не настораживает, ведь по закону спроса и предложения обычно ограничивается цена продажи, а не покупки? А тут все наоборот…
Чтобы была понятна абсурдность ситуации, хочу привести простой пример. Вы приходите в магазин купить телевизор, который стоит 10 000 гривен, а вы, будучи покупателем, говорите продавцу: «Я его куплю, но за 7 000 гривен». Абсурдно? Конечно. Более того: в Уголовном кодексе это называется вымогательством. Вот примерно это и происходит сегодня с долларом США.
Чтобы меня не обвинили в излишней эмоциональности, хочу привести несколько фактов, которые доказывают: резкое падение закупочной ценны доллара в период новогодних праздников есть ни что иное как наглое и циничное вымогательство денег властями Украины у своих граждан.
У государства кончились доллары, и оно решило отнять их у населения?
Доллара в Украине — нет, и быть не может. Транш, полученный Украиной от МВФ, выдавался нашему государству под возврат долгов государства. Одним словом, деньги выделялись нам только на бумаге; в Украину, похоже, не поступило ни цента «живых» денег. Следовательно, внешние заимствования помогли Украине избежать дефолта, но не более того.
За эти месяцы наши металлурги и химики не продавали своей продукции, что тоже не прибавило массы долларов в Украине. Однако некоторые крохи «вечно зеленой» валюты все же поступали в страну. Часть из них завозилась нашими предпринимателями и людьми, работающими за рубежом, часть поступала в виде заработной платы нерезидентов и денег, полученных от продаж недвижимости тем же резидентам.
НБУ в эти месяцы проводил политику сдерживания курса гривны, вливая на рынок миллиарды долларов, однако эти вливания были безрезультативными, и лишь приводили к дальнейшему «вымыванию» долларовой массы и прочих валютных резервов государства. Одним словом, в Украине не осталось доллара, у государства его больше нет. Но зато доллар пока еще есть у населения, у предпринимателей, в частных фирмах и банках. «Так почему бы не отнять эти деньги у людей», — решили наши «слуги народа», и уже в минувшую пятницу с умными лицами наши «отцы-командиры» начали PR-атаку на курс доллара.
Если у НБУ есть доллар, то почему его не продают по 7 гривен, а насильно покупают?
Не имея рыночных рычагов влияния на курс доллара, НБУ была «состряпана» некая бумага, которая запретила банкам и обменным пунктам покупку доллара у населения по курсу, превышающему 7 гривен. Всем, кто нарушит эту «цидулку», было обещано лишение лицензии на деятельность в Украине (товарищ Сталин отдыхает!).
Прошу заметить, был введен нижний порог на покупку валюты — но не на продажу! А в цивилизованных странах вводят ограничение на курс продажи. То есть, если украинские власти утверждают, что в Украине полно долларов и их некуда девать, то тогда их просто выкидывают на продажу по курсу в 7 гривен, а не ограничивают покупку. В общем, читайте верхний абзац и мой пример про магазин и телевизор…
Если доллар падает, то почему растет стоимость бензина А-95, и в гривне она уже равна 5,10?
Население Украины легко обмануть, однако крупные нефтяные компании не обманешь. Можно сколько угодно говорить слово «халва», но во рту слаще не станет. Вот и цена на «народное» топливо марки А-95 поползла вверх: еще в пятницу цена за 1 литр равнялась 4,70 грн., а в субботу один литр стоил уже 4,90 грн. После выходных стоимость одного литра А-95 наверняка будет равна 5,10 грн.
Сегодня именно бензин есть всеобщим товаром, продающимся в странах с рыночной экономикой по приблизительно одинаковой цене, за минусом налогов и плюсом дотаций. Так вот, стоимость топлива у нас равняется приблизительно 50 центам в рознице. Следовательно, подорожание топлива говорит о том, что гривна не может укрепляться, а, наоборот, продолжает свое падение. Если бы гривна
укреплялась, то топливо стоило бы не 5,10, а 4,00 гривны. Но как видите, этого не произошло. Следовательно, ни о каком снижении курса доллара говорить не приходится, а, скорее, наоборот, курс возрос до 10 гривен за 1 доллар США.
Если гривна такая дорогая, то почему ее нельзя продать в России или в США?
Сегодня, если Вы окажетесь с гривной в России и Белоруссии, то купить там доллар за гривну вам будет стоить от 10 до 15 гривен за доллар. Если бы гривна была столь обеспеченной валютой, как нам пытаются внушить, то, наверное, люди в России скупали бы гривну. Но этого не происходит. Более того, гривна — не свободно конвертируемая валюта. То есть, если Вы едете за границу, например в
Египет или Израиль, то поменять там гривну на доллар просто невозможно. Поскольку гривна — это вообще не деньги, поскольку они не выполняют функцию международных денег, и в этом смысле мало чем отличаются от недоброй памяти купона. (К слову, те же российские рубли у вас примут в любом банке: как в Египте, так и США). Отсюда вопрос: если гривна столь стабильна и крепка, то почему на нее нет спроса за пределами Украины?
Чего добиваются наши правители
Поскольку в государстве более не осталось доллара, а расчеты за нефть и газ осуществлять в гривне невозможно (ну не нужна ни кому наша гривна!), а покупать нефть и газ — необходимо, то, очевидно, и было принято решение заставить частный сектор продать доллары за бесценок.
Вспомните лето, когда нам внушали, что надо продавать доллар за 4,5 грн. При этом, например, в Египте вы могли купить кожаный пиджак за 150 долларов в США, а в Киеве этот же пиджак вы покупали за 500 долларов. А теперь представьте, что на кону не пиджак, а миллионы тон нефти. Кто получает в Украине от этого выгоду?..
Теперь же, когда украинские граждане поняли, что их цинично обманывали высшие чиновники Украины, и начали
переводить свои сбережения в СКВ, наше государство, возглавляемое вчерашними членами КПСС, вспомнило учение
дедушки Ленина и товарища Сталина. И ограничило цену покупки доллара у населения под страхом «смертной казни» для банков.
Еще бы: традиционно перед Новым годом люди склонны тратить накопленные доллары, покупая подарки, так почему бы не
заставить людей продавать валюту и покупать «фантики» по цене в 7 гривен! Глядишь, у граждан дрогнут нервы, а у олигархов появится доллар, которым они будут манипулировать, но уже по курсу не по 7 или 10 гривен за доллар, а по 20 или 30. У этого отребья цинизма хватит, мы в этом уже многократно убедились…
Что делать?
Ни в коем случае не продавайте ваши доллары дешевле, чем по 10 гривен! Именно столько сегодня стоит доллар в расчетах между транснациональными компаниями и Украиной.
Если вы не можете ждать и хотите сделать покупку сейчас, старайтесь делать это исключительно за доллары.
Курс покупки доллара за 7 гривен, а продажи — по 10 гривен — нарушение ваших прав и свобод!
Постарайтесь покупать доллар (евро, швейцарские франки и т.д.), поскольку гривна все меньше чего-то стоит. Если не верите, то возьмите пачку гривен в поездку хотя бы в соседнюю Россию. И вы поймете, по какому назначению можно использовать нашу «валюту».
Помните: если в стране много валюты, то ее начинают продавать по 7 гривен, а не заставляют население продавать ее по 7 гривен (в нашем случае).
То, что происходит на валютном рынке сегодня — это банальный «рэкет», возведенный в ранг государственной политики. И те, кто продадут сегодня свои доллары по смехотворному курсу, уподобятся категории людей, которых в определенных кругах принято называть «лохами»!
Не дайте обмануть себя в очередной раз, подождите неделю-другую. И тогда. продавая ваши, потом заработанные, доллары по 15-20 гривен за доллар и покупая на них необходимые вам и вашим семьям товары и услуги, вы облегчите себе относительную «радость бытия» в этой стране, которой заправляют мошенники.
Делаете это после Нового года, ведь Новый год — всего лишь календарная дата, а деньги нужны каждый день.
Алексей Лупоносов, специально для “Украина криминальная”
Десять процентов на кризисе
Миллиарды гривен тратят власти на борьбу с кризисом. Однако Нацбанк отказывается отчитываться о том, кому и зачем выделяются деньги. Отсутствие информации рождает подозрения: чиновники зарабатывают на обвале национальной валюты и экономическом кризисе.
«Преступная халатность или сознательная деятельность НБУ достигла того уровня, который угрожает самой государственности», – заявил вчера советник министра экономики Сергей Яременко. С ним согласны и депутаты Партии регионов и КПУ, которые требуют отставки председателя Нацбанка Владимира Стельмаха, считая его виновным в обесценивании гривни. Вчера стало известно о том, что Верховная Рада планирует создать комиссию по расследованию деятельности Нацбанка в течение последних нескольких месяцев. Парламентарии формализовали то недовольство, которым переполнено не только население, страдающее от стремительной девальвации гривни, но и сами банкиры.
Нацбанк играл на понижение
НБУ впервые попал под шквал критики и подозрений в конце сентября – начале октября. Нацбанк не только не рассмотрел начало стремительной девальвации гривни, но и долгое время отказывался от интервенций, которые могли бы поддержать курс национальной валюты, и тем самым усилил панику. Когда регулятор решил вмешаться – было уже слишком поздно, поэтому первые $2,7 млрд. интервенций, выплеснутые на межбанковский валютный рынок, не могли сбить пламя девальвации гривни.
Проблема была даже не в объеме средств, потраченных Нацбанком на удержание стабильности национальной валюты, а в том, что они достались только четырем банкам из 181, которые работают в Украине. Имена этих счастливчиков, сумевших приобрести доллары по курсу 5,55-5,65 не известны до сих пор. Это решение вызвало недовольство не только банкиров, но и самого президента. «Привлеченные интервенции НБУ ставят в неравные условия профессиональных участников рынка, таким образом, золотовалютные резервы тратятся неэффективно и вследствие такой позиции НБУ курс национальной валюты девальвируется на 5% ежедневно», – критиковал Нацбанк в сообщении своей пресс-службы Виктор Ющенко.
Сомнительно выглядит и привлечение $16,4 млрд. кредита от Международного валютного фонда для стабилизации экономики страны. Чиновники правительства, секретариата президента и Нацбанка заверяли, что $4,5 млрд. из первого транша уже позволят стабилизировать курс гривни. Однако этого не произошло: национальная валюта продолжила свое стремительное падение, а в середине ноября глава Нацбанка Владимир Стельмах признал, что полученные деньги от МВФ даже не были потрачены. Сейчас они находятся на корреспондентских счетах НБУ в нескольких украинских банках: каких – тоже тайна.
«Что значит, что они не потратили? Они что, крашенные эти деньги? Если вы этот кредит взяли и получили на общие счета, то уже не ясно: вы использовали свои собственные или деньги транша. А если не использовали, то на кой взяли?» – недоумевает советник министра экономики, экс-заместитель главы Национального банка Украины Сергей Яременко.
Взятки за поддержку
Запоздалая реакция на начало экономического кризиса, подозрительная неспособность к регулированию курса национальной валюты. В последние дни к этим обвинениям в адрес НБУ добавились еще и вопросы относительно судьбы 37 млрд. гривен, выданных подчиненными Владимира Стельмаха коммерческим банкам. Газета «Зеркало недели» обнародовала список 88 банков из 94 получивших кредиты от государства. Наибольшие суммы заняли у НБУ банк «Надра» – 7,1 млрд. грн, Проминвестбанк – 5,85 млрд. грн, Ощадбанк – 4,6 млрд. грн, Приватбанк – 3,41 млрд. грн, банк «Финансы и Кредит»– 2,698 млрд. грн.
Когда была выдана большая часть кредитов рефинансирования? Каким образом НБУ контролировал использование этих средств и почему потом секретариат президента заверял, что часть этих денег вернулась на межбанк для покупки доллара (тем самым еще больше обвалив гривню)? Почему НБУ долгое время скрывал имена всех банков, которым были выделены деньги и условия их предоставления? Запрос журналистов «24» в НБУ остался без ответа.
Зато не молчат банкиры. За последнюю неделю пять банкиров признались журналистам «24», что за получение кредитов рефинансирования от них требовали 10% получаемой суммы в качестве отката чиновникам. К сожалению, эти финансисты не пожелали быть названными. Единственный, кто не побоялся усомниться в честности выделения этих средств и назвать себя – это опальный олигарх Константин Григоришин (см. ниже).
Глупость с интересом
Непрозрачность действий властей уже почти не оставляет сомнений в том, что кризис служит им источником заработка. Остается только гадать: сознательно ли политики и чиновники доводили страну до такого состояния, чтобы заработать на ее крахе? Не стоит объяснять злым умыслом то, что легко объясняется глупостью и ленью, считает старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Владимир Дубровский.
Кажущееся кредитное благополучие откладывало необходимые реформы в налоговой, разрешительной сфере. Чиновники давно забыли данные на Майдане в 2004 году обещания. «Собственно говоря, ни одна реформа не была проведена», – резюмирует Дубровский. Это и привело страну к затяжному кризису, грозящему коллапсом всей экономики страны.
Нынешние власти не в состоянии с ним справиться — это очевидно уже всем. «Мое мнение – чиновники НБУ ничьи интересы не отстаивают, они просто не успевают думать», – говорит один из банкиров. Однако не это страшит экономистов и банкиров. Страна – это автобус, летящий в пропасть по горной дороге, но водитель вместо того, чтобы жать на тормоза, бежит в конец салона с канистрой – сливать солярку. Этой метафорой характеризует один из банкиров нынешнюю ситуацию в стране.
Чиновники выпустили из бутылки джинна по имени кризис. Не имея возможности его обуздать, они пытаются заработать на нем. «Я думаю, что здесь соединение и глупости и желания подзаработать на общем хаосе», – резюмирует председатель правления банка с иностранным капиталом. Нельзя жарить яичницу на пепелище собственного дома, предостерегает Яременко: «Заработать несколько десятков миллионов за счет того, что угробить всю экономику – это слишком большая цена».
Прямая речь
Российский бизнесмен Константин Григоришин, ведущий бизнес в Украине:
»…В последнее время я начинаю верить в теорию заговора, глядя на то, что происходит с банковской системой Украины.
Сначала начинают испытывать трудности несколько крупных банков, потом в них меняются управленцы – либо внешнее управление НБУ, либо новые коммерческие структуры. Тут же этим банкам выдаются стабкредиты на несколько десятков миллиардов гривен, а деньги людей на депозитах замораживаются.
Насколько я знаю, часть денег рефинансирования была выведена за рубеж по курсу 5 гривен за доллар. После чего курс резко упал до 7,5 гривен за доллар. Теперь можно смело возвращать эти деньги обратно, и вы уже заработали одну треть суммы рефинансирования за счет вкладчиков, чьи депозиты обесценились.
Заработок – сотни миллионов долларов в течение каких–то полутора–двух месяцев! При этом не надо думать о производстве, об экономике. Кто–то за это должен заплатить – скорее всего, те же вкладчики, простые люди.
Хотя, возможно, я сгущаю краски. Ведь лидер страны хорошо разбирается в банковском деле, а люди, которые участвуют в антикризисном управлении банками, регулярно бывают в секретариате президента, в том числе в самом первом кабинете».
(Из интервью «Украинской Правде»)
Курс на словах
Заявления чиновников противоречат друг другу, букве закона и даже здравому смылу. Они дают гражданам ложные надежды на стабилизацию. Сначала президент косвенно угрожает отставкой главе НБУ, призывая его вмешаться в ситуацию с курсом гривни. Через 10 дней он заявляет, что НБУ на самом деле бессилен и ничего сделать не может. Еще через неделю Ющенко призывает тот же НБУ, бессилие которого он накануне признал, каким-то образом найти силы и стабилизировать курс.
6 ноября, в обменных пунктах доллар продается по курсу 5,85
«…каждая доярка, каждый гражданин Украины будет знать, что до конца года он сможет, если в этом будет необходимость, обменять свои доллары по курсу не более 6 грн/$1. (…) Думаю, что и следующий год мы сможем продержаться не значительно увеличив курс доллара »
(Первый заместитель главы секретариата президента Украины Александр Шлапак).
1 декабря – курс упала уже до отметке 6,98 за доллар
«Президент Украины дает руководству Национального банка несколько дней для стабилизации курсовой политики. В случае обострения негативных тенденций глава государства вынужден будет принимать жесткие кадровые решения»
(Пресс-секретарь президента Ирина Ванникова).
3 декабря – курс 7,49 гривен за доллар«У меня есть поручение главы Нацбанка – я полчаса назад с ним разговаривал. Мы будем защищать тот уровень, который сейчас сложился на рынке – это приблизительно 7,4-7,5 грн/$1. Мы на этом рубеже прекращаем оборону, и мы будем делать контратаку»
(Руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий).
11 декабря – курс 7,75
«Все депутаты и вся страна должны понимать, что НБУ не устанавливает курс гривни, он его фотографирует. НБУ не имеет права выступать против тенденции».
(Президент Украины Виктор Ющенко)
18 декабря – гривна в обменниках рухнула до 10,10 за доллар
«У нас есть все основания говорить о позитиве: точка (в падение) практически достигнута, – Ющенко. И в этот же день «У нас есть все основания (…) иметь стабильную гривню »…
Олег Пластовец, Влад Головин