Главная » Банки » «Мертвый» проект ЕС, или Зачем Украине труба без газа?

«Мертвый» проект ЕС, или Зачем Украине труба без газа?

В понедельник в Москву приехал министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан. Он попытался убедить своего российского коллегу Сергея Шматко, что украино-европейский газовый меморандум вовсе не так уж плох, как сочли участники российской делегации. Но это ему не удалось. В первую очередь потому, что Украина и Евросоюз решили расширять трубопровод, не задумавшись о том, где взять для него газ. А между тем поставки газа через Украину, как выяснили «Известия», в ближайшие годы расти не будут. В первую очередь потому, что растущие потребности Европы «Газпром» удовлетворит за счет новых трубопроводов.

С каждым годом Европа будет сжигать газа все больше. По разным оценкам, в 2020 году ее потребности вырастут на 65-105 млрд кубометров в год. Но где же их взять? Увеличить добычу внутри России вполне реально. Только Штокмановское месторождение при выходе на проектную мощность будет давать 67 млрд куб. м газа в год. Вопрос в другом — кто будет его доставлять в Европу. Именно за эти миллиарды кубометров и борется Украина. Точнее, некоторые украинские руководители. Орудием в этой борьбе и стал подписанный 23 марта Украиной и Евросоюзом меморандум.

Российская делегация хлопнула дверью в Брюсселе не только потому, что ЕC выделил $2,6 млрд на ремонт украинских газопроводов. Главная проблема в том, что Брюссель пообещал потратить $5,6 млрд на строительство новых мощностей. В результате пропускная способность украинского транзита вырастет как раз на те самые 60 млрд куб. м в год, на которые как минимум вырастет потребность Европы. Иначе говоря, России указали, что весь дополнительный газ следует качать только через Украину. И забудьте про всякие там южные и северные «потоки».

Почему бы «Газпрому» не воспользоваться предложением? Ведь сооружение только двух газопроводов в обход Украины («Северный поток» и «Южный поток») будет стоить дороже $ 23 млрд. Причин несколько. Во-первых, по словам зампреда правления «Газпрома» Валерия Голубева, оценка стоимости модернизации газотранспортной системы Украины сильно занижена — ее расширение будет стоить не $5,6 млрд, а под $30 млрд. Зачем занизили? Скорее всего для того, чтобы российские проекты выглядели хуже украинского. Во-вторых, Украина не является надежным транзитером. Значит, России предлагают оставить львиную часть своего экспорта в заложниках настроений «незалежных» политиков. Что же предлагает Россия?

Сейчас «Газпром» занят строительством новых газопроводов — «Северного потока», «Южного потока» и расширением уже действующих — «Голубого потока» и Ямал-Европа. Общая их мощность составит больше 110 млрд куб. м в год. Это почти соответствует тем 120 млрд куб. м, которые «Газпром» перекачивает через Украину в Европу сейчас. Получается, что после этого отключение какого-то европейского покупателя «от газа» из-за возможных проблем с Украиной станет невозможно. Газ можно будет пустить «в обход».

Чего же опасается Евросоюз? Главным образом, роста рыночной доли, доходов и, следовательно, влияния «Газпрома». Кстати, увеличивается оно совершенно естественным путем. Европейские потребители сами покупают больше газа у российской компании, потому что он обеспечивает им надежные поставки «голубого топлива».

Чего боится Украина? Лишиться своего главного политического оружия в отношениях с Россией. После пуска «потоков» воровать газ из транзитной трубы будет сложнее.

— Россия действительно старается отказаться от украинского транзита. Если к «потокам» прибавить Штокмановское месторождение, то роль Украины будет кардинально снижена, — уверяет аналитик «Файненшл бридж» Дмитрий Александров.

Не начнется ли новая «газовая война»?

— Стороны постараются договориться, — считает гендиректор East European Gas Analyses Михаил Корчемкин. — Если убрать политику, то от конфликта ничего не останется. Украина по подписанному в январе договору уже платит за российский газ.

Александров не столь оптимистичен.

— Пока на Украине будет политическая нестабильность, такая же нестабильность будет и во всем остальном, — говорит он.

Хотя у России остается крайний вариант — вместо Европы переориентировать газ из новых месторождений на Восток. Но пока там газовый рынок меньше европейского. Так что и нам от Европы никуда не деться…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.