Ситуация в российской банковской отрасли продолжает ухудшаться с каждым днем. После того как министр финансов России Алексей Кудрин на закрытой встрече с банкирами заявил о второй волне банковского кризиса, появились и более пессимистические прогнозы. В интервью британской The Financial Times Петр Авен, президент крупнейшего частного банка России, заявил, что к концу 2009 года в стране обанкротятся сотни кредитных организаций.
Спасти все российские банки, которых сегодня более тысячи, власти не смогут. Да и, похоже, не собираются. Еще в феврале стало известно, что правительство России составило список системообразующих российских банков, в который вошла 81 кредитная организация. Но господдержку получат лишь банки из первой тридцатки, да и то лишь в случае, если объемы «плохих» кредитов у банков не превысят отметки в 7 процентов. По мнению Минфина, этот рубеж уже пройден.
Просрочка
Оценка роста просрочки по выданным кредитам, которую представил Минфин, значительно расходится с официальными данными Центробанка. Последний считает, что уровня просрочки в 10 процентов банки достигнут только к концу года. Министр финансов Кудрин утверждает, что банки скрывают от Центробанка реальные данные — просрочка уже превышает 10 процентов.
Общий объем просроченной задолженности на 1 февраля 2009 года, по данным ЦБ, составил 494,4 миллиарда рублей. Это примерно 2,3 процента от совокупного кредитного портфеля банковской системы. К 1 марта эта сумма увеличилась до отметки в 3 процента от всех выданных кредитов.
Рост просрочки по кредитам ведет к тому, что российская банковская система начнет нести убытки. По мнению первого зампреда Центробанка России Алексея Улюкаева, это произойдет как раз в случае, если объем «плохих» кредитов у банков превысит 10 процентов. В феврале 2009 года совокупная прибыль российских банков, по подсчетам «Коммерсанта», оказалась в 135 раз ниже, чем в январе. Столь резкое падение вызвано тем, что банки более не могут зарабатывать на девальвации рубля, которую ЦБ завершил в январе 2009 года. Теперь кредитным организациям стоит рассчитывать только на собственные успехи, но тут-то и возникает проблема плохих долгов.
Банки из-за роста объемов просрочки по кредитам вынуждены резервировать средства в ЦБ для компенсации возможных потерь по ссудам. В результате большую часть выручки финансовые организации направляют на формирование резервов, а не на текущие операции. В Банке России полагают, что при просрочке в 10 процентов банки зарезервируют примерно 1,5 триллиона рублей. «Если банкам придется создавать такие резервы, то прибыли не будет», — утверждал директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский.
Частный сектор дает более пессимистические прогнозы. Президент Альфа-банка Петр Авен заявил, что ожидает роста «плохих долгов» до уровня в 15-20 процентов от общего объема кредитных портфелей. В этом случае, по оценке Центра макроэкономических исследований Сбербанка, на рекапитализацию 30 крупнейших банков государству понадобится более 2 триллионов рублей. Таких средств у правительства нет.
Вынужденное увеличение резервов также приводит к уменьшению капитала банков, что может повлечь за собой отзыв лицензии у кредитной организации. В феврале 2009 года активы российской банковской системы России сократились на 2 процента до 28,25 триллиона рублей, впервые с 2005 года.
ВВП и «плохие долги»
Есть и еще одна проблема, которую обеспечит российской экономике рост просрочки по кредитам. К осени 2009 года у компаний в России закончатся средства, и они не смогут возвращать банкирам ранее взятые кредиты. Финансисты, опасаясь дальнейшего роста просрочки, в свою очередь, резко сократят объемы кредитования российских предприятий. В результате просядут все — и банки, и реальный сектор.
По данным Счетной палаты, в марте 2009 года российские банки сократили объемы кредитования экономики на 0,4 процента. Еще в январе этот показатель вырос на 1,2 процента. Все это чревато более сильным спадом в промышленном производстве, чем прогнозирует Минэкономики, а также резким снижением ВВП.
Не горят банки желанием и кредитовать друг друга. Из-за высокого значения ставки рефинансирования ЦБ (13 процентов) финансисты вынуждены занимать средства друг у друга, что делает для банков заемные средства чрезмерно дорогими. Зарубежные же кредитные рынки для российских финансистов по-прежнему закрыты.
Кредитовать предприятия банкиры не спешат и по другой причине — слишком мало доверия осталось в финансовой системе после первой волны кризиса, которая пришлась на осень 2008 года. Хотя предприятия говорят о дорогих кредитах, риск невозврата выданных бизнесменам денег пугает финансистов больше, чем ухудшение макроэкономической ситуации в стране. Да и предприятия, скорее всего, получив средства, будут направлять их на текущие операции, ведь спрос на их продукцию не увеличивается.
Помощь придет?
Правительство России зарезервировало более 200 миллиардов рублей на помощь банковскому сектору страны, заложив эту сумму в бюджет на 2009 год. Банки смогут получить поддержку в случае дестабилизации финансового сектора, но этих средств явно недостаточно.
В ЦБ уже придумали, как спасать банки через выдачу «виртуальных» денег в виде государственных ценных бумаг, которые банкиры смогут заложить самому ЦБ. Фактически государство приобретет долю в банках, но расплатится не наличными средствами, а долговыми бумагами. Это позволит Минфину не включать печатный станок, что привело бы к ускорению инфляции в стране. Последнее, в свою очередь, чревато стагфляцией – одновременным ростом цен и экономическим спадом. Кроме того, вливание реальных средств в банковский сектор станет причиной роста дефицита бюджета страны, который в 2009 году и так составит около 3 триллионов рублей.
Пока непонятно то, как в рамках новых мер по поддержке банковской системы чиновники намерены бороться со все увеличивающейся просрочкой по кредитам. Ведь от создания «плохого» банка, аккумулирующего неликвидные активы других финансовых институтов, которые позже могут быть реструктурированы либо списаны, российские власти фактически отказались. Однако причина возникших у банков трудностей — именно рост просрочки. Поэтому к «плохому» банку еще могут вернуться.
У разработанной в ЦБ РФ схемы по рефинансированию банков за счет государственных ценных бумаг есть один побочный эффект. В результате государство станет акционером нескольких десятков частных банков, у которых возникли трудности с капиталом. Впрочем, в правительстве, по данным Reuters, уже предусмотрели, что банкиры смогут выкупить назад заложенные доли. Впрочем, схема до конца еще не утверждена. Но даже получить возможность пополнить капитал за счет государства смогут далеко не все банки — надеяться на спасение имеет смысл только крупнейшим кредитным организациям. Остальным придется выплывать самостоятельно. Или захлебнуться.