Скандал вокруг «Укртранснафты» с двумя директорами, увольняющими друг друга, в очередной раз нанес урон нефтегазовой репутации Украины. Но, вопреки мрачным прогнозам, события на предприятии не повлияют на обязательства перед европейскими партнерами. Перспектив быстрого разрешения конфликта пока не видно. Оба директора — и назначенный еще правительством Януковича Игорь Кирюшин, и представитель группы «Приват» Александр Лазорко – отступать не намерены. Цена вопроса – контроль над всеми украинскими нефтепроводами.
С 22 июня у ОАО «Укртранснафта» два руководителя. Один, председатель правления Игорь Кирюшин, забаррикадировался в диспетчерском центре на столичной улице Кутузова. Другой, и. о. председателя правления Александр Лазорко, при помощи парней в камуфляже заполучил головной офис компании на Артема. Наблюдая военизированные действия в компании с государственным капиталом, правительство тактично помалкивает.
В лучших традициях
Конфликт двух директоров развивается в лучших традициях модного ныне рейдерского захвата. В понедельник ранним утром в офисе «Укртранснафты» на Артема появилась группа молодых людей в камуфляже и быстро заняла пустующее здание. Протесты трех охранников действия не возымели, и уже в 8 утра там вовсю хозяйничал Лазорко, бывший заместитель нынешнего своего противника Кирюшина. Лазорко был уволен 3 июня якобы за прогулы, но уже через неделю наблюдательный совет «Укртранснафты» отстранил от работы самого председателя, назначил расследование по поводу его деятельности, назначив на это время Лазорко исполняющим обязанности руководителя.
На стороне Лазорко -руководители «Нафтогаза Украины»
Бывший зампред в сопровождении группы в камуфляже как раз и пришел исполнять свои обязанности руководителя.
Но не тут-то было. На каждое решение наблюдательного совета найдется решение суда. У Кирюшина такое есть – 12 июня Хозяйственный суд Киева отменил решение об отстранении его от своих обязанностей. Наличие нужной бумаги, видимо, укрепило боевой дух Кирюшина со товарищи, и они не допустили вторжения противников в диспетчерский центр на Кутузова, куда после успеха в головном офисе направились военизированные друзья Лазорко. Помешали баррикады на входе и подоспевший «Беркут». Группа и. о. председателя правления вынуждена была ретироваться. Уже в полдень каждый из начальников давал пресс-конференции. Каждый со своими аргументами.
На стороне и. о. выступило руководство НАКа. «Руководители „Укртранснафты“ не выполняли условий устава компании, игнорировали запросы „Нафтогаза“ по поводу своей деятельности», — объяснял Игорь Диденко, и. о. председателя правления НАК «Нафтогаз Украины».
Эти поводы совершенно недостаточны для отстранения, защищался Кирюшин на своей пресс-конференции. По закону, отстранить руководителя можно, собрав совет акционеров, а его не было.
Правительство пока не занимает сторону какого-либо из участников конфликта – во всяком случае, официально. Невнятное объяснение дал только министр топлива и энергетики Юрий Продан: «Есть решение наблюдательного совета и есть какие-то судебные решения, которые мы сейчас рассматриваем».
Транзит: играть на опережение
Пока в Минтопэнерго смотрят на документы, может произойти непоправимое, уверен Кирюшин. «Эта ситуация угрожает надежности транспортировки нефти по нефтетранспортной системе», — отметил он на пресс-конференции.
С точки зрения технологии все работает в нормальном режиме, «успокоил» Кирюшина министр топлива и энергетики. Его мнение разделяют и эксперты.
«Я думаю, ситуация эта не отразится на транспортировке нефти. Хотя эти разборки негативно влияют на работу компании», — заявил интернет-газете «СЕЙЧАС» директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин.
С ним соглашается и бывший председатель правления «Укртранснафты» Александр Тодийчук. Хотя, считает он, руководству «Нафтогаза Украины» следует в срочном порядке провести разъяснительную работу и успокоить российских и европейских партнеров, пока Украину вновь не выставили в самом невыгодном для нее свете. «Я не исключаю, что недружественные нам компании, которые любят навязывать нам проблемы, могут этим воспользоваться. Думаю, надо работать на опережение и провести переговоры, рассказать, что происходит», – рассказал он интернет-газете «СЕЙЧАС».
Конфликт не повлияет на транзит, — эксперты
Некоторые эксперты уже выразили опасения иного рода, но также неблагоприятные для газотранспортной системы. Если конфликт разрешится в пользу представителя группы «Приват», для «Укртранснафты» осложнятся отношения с российским трубопроводным оператором – «Транснефтью», говорят они. Эта компания уже боролась с группой Игоря Коломойского за влияние на Кременчугский НПЗ. Сапрыкин этих опасений не разделяет – бизнес есть бизнес: «Есть желание России транспортировать нефть в Украину и через Украину, и тут личностные отношения не будут влиять», — полагает эксперт.
Монополия в обмен на интересы нации?
Есть угроза иного рода — она более реальна, чем проблемы с транспортировкой сырья. Специалисты рынка нефтепродуктов опасаются его монополизации. Ведь группа «Приват» уже сейчас контролирует 43% акций АО «Укрнафта», половину всех НПЗ («Укртатнафта», «Галичина» и «Нафтохимик Прикарпаття»), три важнейших портовых терминала. Ко всему этому – приличная доля всех автозаправочных станций, по разным данным – от 20 до 25%. Получение контроля над «Укртранснафтой» создаст мощнейшую нефтяную империю. «Это может быть началом формирования монополиста», — уверен Тодийчук.
«Госкомпания может перейти под контроль приватного капитала», — Тодийчук
Но создание монополии может послужить и на благо нации. «Приват» давно заинтересован в поставках каспийской нефти на свои западноукраинские заводы. Для этого нужно, ни много ни мало, развернуть работу трубопровода «Одесса-Броды» в проектном, аверсном направлении. Украине загрузка этого трубопровода крайне необходима, ведь Россия уже год ведет строительство второй очереди балтийской трубопроводной системы.
В течение ближайших двух лет трубопровод «Дружба» потеряет свыше 50 млн. т нефти в год, обеспечить его рентабельность можно только за счет загрузки «Одесса-Броды», говорят эксперты. «Однако то, что частная компания может стать причиной разворота трубы в проектном направлении, — вещь позитивная, но весьма деликатная. „Благими намерениями“ государственная компания может перейти под контроль приватного капитала», — полагает экс-руководитель «Укртранснафты» Тодийчук.
Учитывая вышеприведенные резоны, а также близость Коломойского к нынешнему правительству, можно спрогнозировать, что у Лазорко больше шансов выиграть спор за «Укртранснафту». Впрочем, Кабмин своего слова не сказал, а давать прогнозы в столь деликатном деле никто не берется.