Еще в апреле – на заседании Комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии – Украина и Россия договорились до 15 июля текущего года заключить долгосрочный контракт на поставку ядерного топлива для АЭС Украины после 2010 года. Договоренностями также было зафиксировано, что при заключении долгосрочного контракта…
…на поставку ядерного топлива для АЭС Украины после 2010 года на 12 действующих энергоблоков, а также при условии закупки украинской стороной у РФ, начиная с 2011 года, всего объема услуг по обогащению урана, российская сторона обеспечит свое участи в строительстве завода по фабрикации ядерного топлива в Украине по российским технологиям.
Подписание контракта в оговоренный срок было поручено обеспечить Министерству топлива и энергетики Украины и государственной корпорации «Росатом». Чем ближе 15 июля, тем более развесистые «атомные клюквы» появляются в СМИ. Некоторые «горячие головы» пишут материалы по теме, даже не утруждая себя хоть мало-мальским изучением «вопроса». Видимо, стратегия тут такая, как на базаре, за кем «последнее слово», того и «правда».
Например, такая «атомная клюква» – контракт с «Вестингаузом» является одним из самых оправданных экономических решений руководства украинской атомной энергетики. Если все же хоть немного потрудиться, и почитать заявления самых что ни на есть «руководителей атомной отрасли», то выходит совсем наоборот. В течении последнего года они, словно мантру, повторяли примерно одно и то же: «… наиболее логичным для страны представляется сотрудничество с российской ТВЭЛ, как в поставках топлива, так и в создании в Украине производства ядерного топлива». От президента «Энергоатома» Юрия Недашковского до президента НАН Украины Бориса Патона… Любой, умеющий пользоваться интернетом, может легко в этом убедиться сам.
Более того, оправдать экономически контракт с «Вестингаузом» не пытались даже его ярые сторонники – все, как один, из числа «руководителей политической отрасли». Вся кампания в поддержку «Вестингауза» последний год велась только под одним лозунгом – «За диверсификацию надо очень дорого платить… процентов на 25 больше… лучше 40». Политически может оно и верно, кто ж его знает. Ну а вот к экономике это не относится никак… вообще.
На этом «политизировано-диверсифицированном» фоне НАЭК как-то так незаметно и элегантно перестала платить за уже поставленное топливо российскому «ТВЭЛу». Денег нет, кредитов нет, а на нет – и суда нет. Пусть «ТВЭЛ» подождет, пока аккумулируются деньги для «Вестингауза». Ибо за диверсификацию надо платить. А многолетнему партнеру не надо, он на то и «надежный-многолетний». Ведь именно на его «доброй воле», как это ни странно в свете некоторых «атомных клюкв», сейчас держится вся атомная энергетика Украины.
Ну, разве что, как вариант, это такой хитрый ход – сильно задолжать «клятым москалям», а потом в их пользу «внезапно» обанкротить НАЭК, аккурат под выборы… То-то будет «пистон» от «руководителей атомной отрасли» руководителям политической – за одно из «самых оправданных экономических решений».
Еще одна весьма развесистая «атомная клюква» – утверждения о том, что подписанное в марте НАЭК и «Вестингауз» соглашение о поставках после 2010 года топлива на три блока ВВЭР-1000 (с опционом до шести) вызвало подлинную истерику у российских атомщиков, которые, якобы, не могут работать в современной конкурентной среде. В Украине, как, наверно, и во всей Восточной Европе, даже дети малые уже знают (благодаря тем же многочисленным и весьма хвастливым заявлениям российских атомщиков), что как раз в деполитизированной современной экономической среде россияне за последние годы «энергично и убедительно попросили» американцев со всех потерянных ранее русских рынков. И по итогам открытых тендеров вернулись в Чехию, Словакию, Венгрию, Финляндию…
В Чехии же власти вообще приняли решение досрочно выгрузить американское топливо – такого во всей истории мировой атомной энергетики еще не было. Ну а вот если твой конкурент, которого «сделали» в честной европейской конкурентной среде, использует политические методы для захвата части твоего традиционного (исторически сложившегося) рынка без всякого тендера, и даже не отлицензировав свое «чудо-топливо», тут да, может быть и истерика… но по причине как раз отсутствия этой самой «современной конкурентной среды». Такого доверия, как к «Вестигаузу» – оптом, «на перспективу» и без всякого тендера, только по политическим мотивам, тоже ведь во всей истории мировой атомной энергетики еще не было.
Можно россиян, например, еще вот как до истерики довести – за уже поставленное и поставляемое ими и дальше топливо взять и начать все же платить деньги… американцам – за еще не поставленное и даже не произведенное. То-то, наверное, будет истерика. Зато, какая выйдет диверсификация! Это им не галопом по европам американцев гонять. На то и особая конкурентная среда… с нашей спецификой.
Ну и еще такая «атомная клюква» (на закуску) – будто бы поставки американского топлива позволили «Энергоатому» сбить цену на «дорогое российское топливо», ведь в 2009-м оно стоит дешевле, чем в предыдущем году. Может оно, конечно и верно, называть их топливо «дорогим», поскольку оно всего-то на 25-40% дешевле американского, тут у каждого своя мера. Может, то, которое на 25-40% дороже, как раз и есть «дешевое американское». В отличие от «дорогого российского», которое, прошу прощения, на 25-40% дешевле.
Но вот еще дешевле (!!!) оно (российское) в 2009 году совсем по другим причинам. Еще в 2008-м, до «сбивающих российскую цену американских поставок (это по завышенным то на 25-40% ценам) », россияне говорили: из-за резкого падения цен на уран в 2009 году цены на российское ядерное топливо для Украины могут не только стабилизироваться, но даже снизиться по сравнению с 2008 г.
В том же 2008-м они еще говорили вот что: вопрос стоимости топлива полностью деполитизирован: «Никаких преференций у нас нет. Цена определяется по формуле, согласованной в 2006 году, и зависит не от политических факторов, а от рыночных цен на уран, услуги по обогащению, конверсии и т.д.». Таким образом, в 2009 году цена определялась по формуле, которая, к сожалению, не учитывала различные «атомные клюквы» в будущем.
В общем – приятного аппетита. Чем ближе 15 июля, тем чаще будут встречаться «атомные клюквы». А может, мы все чего-то все же не знаем? Чего-то важного, такого, под которое эти «атомные клюквы» кто-то так любовно выращивает в последнее время?
Борис Щербачев