В условиях продолжающихся споров по поводу раздела Арктики, одним из инициаторов которого является Россия, США могут принять решение, способное резко ограничить и теоретически вообще запретить экономическую деятельность в этом регионе.
В среду МВД США, которое управляет природными ресурсами, высказалось о необходимости защиты белых медведей, объявив их видом, находящимся под угрозой исчезновения. Эксперты считают, что этот повод может в ближайшем будущем привести к запрету на любую деятельность, включая геологоразведку и добычу полезных ископаемых, в пределах 200-мильной экономической зоны, границы которой в Арктике оспариваются прибрежными государствами, пишет «Независимая газета».
Теоретически могут пострадать и пока еще носящие больше умозрительный, чем практический характер, планы разработки арктического шельфа. Напомним, что Россия пытается убедить ООН и соседние страны в принадлежности ей 1,2 млн. кв. километров арктического шельфа на участке хребта Ломоносова, что вызывает несогласие США, Канады и Дании.
Пока американское МВД больше всего беспокоит ситуация на Аляске, а также в Гудзоновом заливе в Канаде, поскольку неуклонное таяние льдов может привести к сокращению популяция белых медведей в американо-канадской арктической зоне на две трети уже через 20-30 лет. Впрочем, глава ведомства Дирк Кемпторн на специальной пресс-конференции, посвященной оглашению вердикта, постарался смягчить возможную негативную международную реакцию, подчеркивая, документ не должен использоваться в качестве «инструмента для формирования климатической политики» США.
Однако, как утверждают специалисты Американского предпринимательского института (АПИ) в Вашингтоне, принятое решение имеет серьезный прецедентный характер. По их мнению, можно не сомневаться, что за этим решением последуют судебные иски экологических организаций США к собственному правительству с требованием прекратить деятельность, которая может создать или усугубить угрозу для дальнейшего существования белых медведей. Как отмечает АПИ в своей аналитической записке по этому вопросу, эти процессы могут, по сути, сделать весь арктический регион недоступным «для исследований, добычи полезных ископаемых и развития — во всяком случае, силами компаний из США».
По оценкам специалистов, в Арктике — на протяжении от Аляски до Гренландии — сейчас насчитывается около 25 тыс. белых медведей, тогда как в 1960 году их насчитывалось около 12 тыс. При этом четверть всей популяции обитает на Аляске, севере России и Канады. Если же негативные прогнозы станут сбываться, в ближайшие десятилетия популяция может сократиться примерно на 15 тыс. особей. Так что отныне действие федерального закона США о защите видов, находящихся под угрозой исчезновения, будет распространяться и на этот вид животных. Пока неясно, какие конкретные действия правительство США может предпринять для реализации своих планов. Вместе с тем часть аналитиков, опрошенных «НГ», предполагают, что взятие под защиту белых медведей может быть связано совершенно с другими целями. Например, США под экологическим предлогом могут серьезно ограничить и даже сделать недоступной любую деятельность по исследованию Арктики, тем более связанную с добычей полезных ископаемых.
«Белые медведи как популяция давно являются объектом международной правовой охраны, и достаточно напомнить, что в 1991 году приарктические страны приняли декларацию об охране окружающей среды в Арктике, — отметил завкафедрой международного права Московской государственной юридической академии Камиль Бекяшев. — Разумеется, любое прибрежное государство в пределах своей исключительной экономической зоны юридически вправе принимать дополнительные меры по защите фауны, которые не затрагивают статуса шельфа и не могут быть претензией на суверенитет, в том числе и в арктических водах. Но, с другой стороны, США в рамках борьбы за выживание белых медведей могут объявить о ряде специальных мероприятий, например — создание заповедных или подобных зон в своей 200-мильной прибрежной зоне, на которой они обладают всей юрисдикцией и суверенными правами».
В этом случае, отмечает эксперт, запрет на любую промышленную и иную деятельность коснется всех компаний, а не только североамериканских. «Иначе возникнет дискриминация, и в тех же США поднимут закономерный вопрос — почему нашим компаниям нельзя вести работы в Арктике, а другим можно?» — поясняет Бекяшев.
В свою очередь, управляющий партнер компании «2К Аудит — Деловые консультации» Иван Андриевский считает, что говорить о каких-то угрозах мишкам из-за исследований в арктической зоне сейчас слишком рано. «Заявления экологов пока должны настораживать лишь североамериканские компании, которым в случае победы зеленых действительно могут выставить определенные условия работы или вовсе запретить любую деятельность на шельфе в рамках 200-мильной зоны, — поясняет эксперт. — Впрочем, вероятность того, что экологи могут помешать началу исследований на арктическом шельфе, крайне низка — лобби энергетических компаний значительно мощнее».
Нерешенность вопроса с разграничением арктического шельфа делает уязвимыми российские интересы в регионе, потенциально богатом запасами углеводородов. «Если претензии России на участок арктического шельфа будут доказаны, никакие запреты США не помешают начать исследование и добычу полезных ископаемых на территории российского шельфа», — считает Андриевский. Другой вопрос, что с доказательствами как раз и возникают главные проблемы. По мнению Бекяшева, этот процесс займет лет 20, и хотя к медведям отношения проблема шельфа не имеет, в политике любой аргумент может быть использован в собственных интересах.