Международный валютный фонд посоветовал Белоруссии готовиться к приватизации: если не будет ни её, ни обещанного когда-то Россией кредитного транша в размере 500 млн долларов, экономике уже к концу года придётся весьма туго. Так, глава представительства МВФ в Минске Наталья Колядина заявила: «МВФ считает, что в этом случае белорусской экономике не избежать осложнений». В этой связи Колядина посоветовала белорусскому руководству поторопиться с подготовкой своих крупных предприятий к массовой приватизации. Белорусское же правительство (Совмин) с этим явно не торопится: по мнению местной номенклатуры, сейчас предприятия из-за кризиса стоят неоправданно д ёшево, а потому с их приватизацией было бы неплохо и повременить. Колядина же настаивает: «Сейчас хорошее время, чтобы подготовить к приватизации значительные активы, которые находятся в госсобственности».
Что интересно, прогноз МВФ относительно грядущих проблем белорусские чиновники оставили без комментариев. Не было их в прессе, не дали их и «Часкору». В Министерстве экономики и в Министерстве финансов нам отказались комментировать заявления МВФ. Такая осторожная позиция официального Минска на этот раз выглядит даже подозрительно. Ведь когда шли переговоры по предоставлению Белоруссии последнего транша в российских рублях (Белоруссия отказалась, Россия денег не перечислила) и российский вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что к концу года Белоруссия «может столкнуться с неплатежеспособностью», то белорусских партнеров это заставило публично ругаться и оскорблять российских чиновников. Сам президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал тогда Кудрина «отморозком», «которому следует подлечиться».
Меж тем, разразившийся вследствие всех этих переговоров скандал и неожиданно развязавшаяся «молочная война» лишь усугубили проблемы в белорусской экономике. Транш должен был поступить в Белоруссию ещё в мае. Сам Лукашенко однажды признался, что «под него уже был составлен бюджет», а потому на эти деньги страна очень рассчитывала. Временно ситуацию спас ЕС, к которому Белоруссия тут же обратилась за кредитом. Меж тем, министр финансов Белоруссии Андрей Харковец позже заявил, что всё же вернётся к теме привлечения обещанных Россией денег. Россия не отказывается: кредит может быть предоставлен.
Все эти пертурбации с кредитами, однако, не отменяют главного: Белоруссии требуется срочная реструктуризация экономики. Нужна, в частности, приватизация: и деньги бы в бюджете появились, и предприятия стали бы работать гораздо эффективнее. Так, по словам руководителя белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, сегодня главная проблема в белорусской экономике — топ-менеджмент ведущих предприятий. «У руля больших госпредприятий находятся люди, которые вообще слабо себе представляют основные тезисы рыночной экономики. Они, как и при советских временах, привыкли всё мерить планами и объемами производства. Эти люди не способны на предприятиях что-либо поменять. Им нужно просто уходить и уступать дорогу настоящим экономистам», — говорит он в интервью «Часкору».
Меж тем, для Лукашенко приватизация — тот козырь, который доставать как-то совсем не хочется. Долгие годы относительного белорусского благополучия официальная белорусская пресса вместе с самим Лукашенко вбивали в голову людям, что «белорусское экономическое чудо» — это и есть результат политики президента по сохранению госсобственности. Постоянно приводились примеры «олигархической России» и результатов «прихватизации» у союзника и восточного соседа. Как теперь объяснить народу, что приватизация вдруг стала хорошей и полезной для экономики реформой? Сейчас по белорусскому ТВ едва ли не каждый день идут программы, рассказывающие о том, что инвестиционный климат Белоруссии в последнее время стремительно улучшается, а приход иностранных инвесторов — дело ближайшего будущего. Тем более, что примеры есть: в прошлом году Белоруссия продала государственные доли в операторах связи Velcom и БеСТ (сейчас переименован в Life) — первый достался австрийскому телекоммуникационному холдингу Telekom Austria, второй — крупному турецкому оператору Turkcell.
Лукашенко также рассказывает, что кризис на скорость приватизации в Белоруссии не влияет. «Мы акционировали свои предприятия, практически все, ещё до кризиса. Хотите купить — приходите, покупайте, если договоримся. Поэтому не думайте, что мы в связи с кризисом готовы кому-то там — европейцам, американцам, россиянам — отдать всё, что попросят. Так, как мы жёстко относились к вопросам приватизации, так мы и относимся. Но если порядочный инвестор приходит… Допустим, у нас были телекоммуникационные компании «Бест», Velcom. Очень чувствительная сфера, очень доходная, прибыльная. Нам предложили хорошие условия. Мы приняли решение о продаже этих компаний и выиграли. Если бы мы после начала кризиса это сделали, когда фондовый рынок упал, это было бы в два раза дешевле», — заявил он в интервью Die Presse.
Меж тем, приватизация приватизацией, а проводить её в массовом порядке Лукашенко, очевидно, всё же не собирается. Максимум на что согласен белорусский лидер — обмен. Как, например, в случае с молокозаводами. По информации Newsweek, осенью Лукашенко пообещал России в обмен на очередной кредит продать ей 12 своих молокозаводов. Россия дала деньги, а когда дело дошло до обещанного белорусским президентом, то тот заявил, что продажи не будет. Сейчас Белоруссия определилась с требованиями относительно своих заводов. Оказывается, отдавать заводы в одностороннем порядке Минск не будет, возможен только обмен. «Нам хотелось бы соблюсти паритетный подход в этом вопросе. Если российская сторона будет владеть 50% активов белорусского предприятия, в техперевооружение которых государство уже вложило большие деньги, а нам предложат, к примеру, 2% — это, конечно же, вызывает определённые вопросы и не может быть реализовано», — заявил в интервью «Прайм-ТАСС» неназванный высокопоставленный чиновник.
Россия, видимо, будет согласна: посол РФ в Белоруссии Александр Суриков на встрече с журналистами 17 июля сообщил, что Россия готова уступить некоторые свои предприятия в обмен на белорусские. По мнению Леонида Заико, в условиях кризиса обмен активами между государствами жизненно необходим: «Это самый простой путь выхода из кризиса — синергия. Однако не факт, что российским и белорусским чиновникам хватит ума, чтобы подтвердить свои слова делами», — говорит он.Стоит отметить, что такой же тактики — обмен вместо продаж — Лукашенко собирается придерживаться и в других отраслях. Недавно в одном из своих выступлений батька заявил, что будет покупать акции иностранных предприятий. «Надо присматриваться и покупать в других странах эффективные активы в виде предприятий, банков, торговых сетей или приобретать долю в их собственности», — цитирует Лукашенко «Интерфакс-Запад». По словам батьки, на такие мысли его навел «кризис, который является хорошим временем для умной покупки иностранных активов».
Значат ли все эти заявления, что Белоруссия принимает решение активнее вливаться в мировую экономику? Можно сказать, да. Однако те, кто надумает заниматься бизнесом в этой стране, должны помнить: не всё здесь так просто и безоблачно, как рассказывает Лукашенко.