Финансовые потрясения изменили лицо российской экономики. Многие богатые бизнесмены стали бедными. Крупные корпорации переходят из рук в руки. И сейчас, когда кризис миновал острую фазу, а компании перевели дух, можно уже подвести первые итоги. Оказывается, не все наши богачи бедствуют, а многие даже продолжают скупать активы. «Известия» решили выяснить, как поживают те, кто потерял от кризиса больше всего. Для этого мы изучили финансовое состояние тех, чьи потери на пике кризиса оказались самыми большими. После падения биржевых котировок эти люди в одночасье лишились более чем сотни миллиардов долларов… Но, как выяснилось, не все в нашей стране определяется финансовыми индикаторами.
«Идеальный шторм» для Дерипаски
Видеоролик с памятной сценой между Владимиром Путиным и Олегом Дерипаской на совещании в Пикалёве до сих пор очень популярен в интернете. Напомним, что премьер-министр не только заставил олигарха подписать документ об урегулировании задолженности перед работниками мятежного городка, но и красноречиво потребовал от него вернуть ручку. Эта сцена лучше всего характеризует положение еще недавно самого богатого бизнесмена страны. Как и обидные слова премьера: «Вы сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма, а может быть, просто жадности тысячи людей. Это недопустимо».
Впрочем, Дерипаска всегда говорил, что готов отдать свой бизнес государству. Когда он прошлой осенью оказался на грани банкротства и попросил многомиллиардную помощь у правительства, так оно и произошло: в обмен на поддержку представители госструктур вошли во все органы управления империи Олега Дерипаски.
Потери этого бизнесмена от кризиса достойны Книги рекордов Гиннесса. Он потерял, по разным оценкам, $25-38 млрд. Еще недавно он был в десятке богатейших людей планеты, а сейчас не знает, как расплатиться с долгами. Для Дерипаски кризис стал «идеальным штормом», поскольку он скупал именно те активы, по которым мировая финансовая стихия ударила сильнее всего. От металлургии (именно алюминиевая отрасль несет самые большие убытки) до машиностроения (у него несколько автопредприятий, продажи которых упали в разы) и девелопмента (рынок недвижимости замер).
Но кризис учит, и, похоже, с помощью государства потерявший почти всё Дерипаска принялся сейчас заново отстраивать свою империю. Руководствуясь принципом «за одного битого двух небитых дают». Буквально вчера стало известно, что Дерипаске удалось реструктурировать долги Горьковского автозавода, отсрочив их на 5 лет. На этой неделе «Русал» перечислил 300 млн рублей на строительство Богучанской ГЭС. А по итогам первого полугодия алюминиевый гигант сумел снизить издержки аж на 27% — невиданный результат. Значит, производство стало эффективнее на четверть. До конца года компания планирует «сбросить» еще процентов 7, а в третьем квартале «Русал» ожидает роста мировых цен на алюминий. На крайний случай — может еще часть активов продать (тот же Владимир Потанин еще не потерял интереса к пакету «Норникеля»). Так что, глядишь, и выкарабкается.
Абрамович экономит…
В Англии сейчас смакуют историю о том, как Роман Абрамович, находясь в Баку, заказал себе суши из лондонского ресторана Ubon, которые с учетом доставки стоили ему $40 тысяч. Но на самом деле времена подобных жестов прошли даже для владельца «Челси». Конечно, он потерял от кризиса меньше других олигархов, поскольку вовремя выгодно продал нефтяной бизнес. Но у него остался металлургический, а цена всех активов, по некоторым оценкам, потеряла больше $10 млрд.
Так что теперь он экономит. Не на яхтах, конечно, но, как минимум, на дивидендах. Былого размаха нет. По данным бизнес-ресурса Slon.ru, дивиденды Evraz Group, совладельцем которой является Абрамович, за 2008 год могли стать самыми большими за всю историю черной металлургии в России. Ведь только за первое полугодие 2008 года акционерам должно было быть выплачено чуть менее $1 млрд. Но кризис перекроил планы компании, отягощенной большими долгами (в 2009 году надо отдать кредиторам около $2 млрд): дивиденды за 2008 год выплачиваться не будут, а в счет выплаты полугодовых акционеры получат деньгами только около $700 млн. Впрочем, Evraz по-прежнему остается одной из первых в стране по выплате дивидендов наряду с «Северсталью» Алексея Мордашова. Так что деньги у Абрамовича не переведутся.
… а Мордашов скупает канадское золото
Еще один ведущий российский черный металлург — Алексей Мордашов, контролирующий «Северсталь», тоже времени зря не теряет. На днях он предложил буквально «осыпать золотом» акционеров канадской золотодобывающей компании High River Gold. Он платит им за акции почти вдвое больше того, что они стоили до начала скупки. Причем речь о мелких акционерах — контрольный пакет акций High River Мордашов уже получил. Для него канадская компания — это не только рудники в Буркина-Фасо и в нашей Бурятии. Это очередной реванш за проигранную в свое время схватку с индийским магнатом Лакшми Митталом за контроль над компанией «Арселор».
Не нужно вдаваться в подробности слияний и поглощений, чтобы понять: дела у Мордашова идут не так уж плохо. Да, он потерял на пике кризиса до $18 млрд. Да, на компании по-прежнему висят долги, которые оцениваются чуть ли не в $7 млрд. Но долги сокращаются, Сбербанк дал в июне кредит на $300 млн, да и в целом ситуация в отрасли стабилизируется. Так что есть возможность даже заниматься поглощениями.
Лисин — медиамагнат
Один из самых осторожных олигархов Владимир Лисин тоже неплохо чувствует себя на фоне кризиса. Потеряв до $13 млрд на пике финансовых катаклизмов, скатившись с 21-го места в мировом рейтинге богачей на 93-е, он как ни в чем не бывало продолжил подсчитывать прибыль и думать о расширении бизнеса.
Лисин начинал когда-то работать подручным сталевара, а сейчас его главный актив — Новолипецкий металлургический комбинат, один из самых современных в России. На этой неделе НЛМК опубликовал отчет за второй квартал 2009 года, из которого ясно, что ситуация на заводе резко улучшается. Операционная прибыль взлетела на 322% и достигла $49 млн. Конечно, это меньше, чем в прошлом году. Мировые цены на металлы по-прежнему низкие. Но и сырье резко подешевело, так что металлурги чувствуют себя неплохо. И даже могут позволить себе некоторые излишества.
Лисин, например, купил в июле этого года холдинг «Объединенные медиа», в состав которого входят радиостанции Business FM, «98 хитов» и «Кино FM», сделку оценивают более чем в $20 млн. У олигарха уже есть газета «Газета», так что это не первый его медиаактив.
Потанин и Прохоров: развод не по протоколу
Больше всех в кризис повезло Михаилу Прохорову. Молодой бизнесмен, всегда стоявший в задних рядах профсоюза олигархов, в одночасье стал звездой и чуть ли не визитной карточкой «молодого агрессивного российского бизнеса». А все потому, что Прохоров удачно продал активы, доставшиеся ему в ходе раздела имущества с Владимиром Потаниным. Богатств «Интерроса» вполне хватило на появление сразу двух миллиардеров.
У Потанина же главная проблема заключалась в том, что непростой и затянувшийся раздел имущества с бывшим партнером наложился на экономический кризис. И пока Прохоров радовался вовремя проданным акциям, Потанин пытался разрулить непростую ситуацию со своими многочисленными активами. Да и бывший партнер приложил немало сил для того, чтобы жизнь впредь не казалась Потанину медом: продал Дерипаске свой пакет акций «Норникеля» (сделку омрачило лишь то, что глава «Русала» пока не смог до конца рассчитаться), проголосовал против выделения энергоактивов, запустил идею о слиянии «Норникеля» с другими компаниями, а в пик кризиса отказался поддержать деньгами совместную с Потаниным девелоперскую фирму.
Зажигательному и эпатажному стилю бывшего партнера Потанин противопоставил внешне незавидный образ «жертвы», тщетно апеллирующего к обязательствам оппонента в многочисленных, но оказавшихся бесполезными совместных протоколах.
Разная тактика в условиях кризиса принесла партнерам различные плоды. Единственный «беспроблемный» бизнесмен в эпоху кризиса Михаил Прохоров стал постоянным персонажем светской хроники, обзавелся армией интернет-поклонников и занял первую строчку в рейтинге Forbes. Зато один из «главных пострадавших» от катаклизма Владимир Потанин сохранил почти все бывшие совместные с Прохоровым активы, включая «Норникель», и даже объявил о своей готовности при необходимости выкупить у «Русала» принадлежавший когда-то Прохорову 25%-ный пакет акций компании. Так что у него, видимо, тоже все неплохо.
К тому же Потанину удалось найти средство против тактики своего бывшего партнера. Теперь, если договоренности относительно совместных активов не выполняются, глава «Интерроса» попросту их распродает. В том числе и самому себе — с дисконтом. И тут уже в роли догоняющего вынужден выступать Прохоров. Совсем недавно он пытался опротестовать распродажу активов отягощенной долгами компании «Открытые инвестиции» неким "партнерам „Интерроса“. Однако сделка состоялась — быстро и без лишних протоколов. Так что скорее всего уже этой осенью затянувшаяся сага с разделом бизнеса будет завершена. И несмотря на кризис, и Потанин, и Прохоров выйдут из нее с тем, чего хотели.
Березовский судится сразу со всеми
Говоря об олигархах, нельзя не вспомнить классиков. Проживающий в Лондоне их патриарх Борис Березовский в кризис резко активизировался. Он тоже не оставляет надежду обернуть происходящий сейчас передел в свою пользу. Журнал Time на днях рассказал, как в двух соседних залах лондонского суда слушались сразу два громких дела с участием Березовского. В одном зале рассматривают его иск против Романа Абрамовича: Березовский пытается отсудить у всемирно известного миллиардера $3,3 млрд за то, что тот якобы заставил его продать акции „Сибнефти“ и „Русала“ при помощи Кремля. В соседнем зале суда Олег Дерипаска пытается опротестовать решение британского суда, разрешающее Михаилу Черному судиться с ним в Англии. Черной требует от Дерипаски 20% акций „Русала“, а Березовский, по данным издания, дает показания в пользу Черного.
Одновременно Березовский предъявляет права на долю в компании „Металлоинвест“, разводится с женой, судится с телекомпанией по поводу клеветы и пытается отсудить комиссионные за продажу яхты, с юмором замечает Time. Добавим к этому, что опальный олигарх также борется за наследство своего безвременно ушедшего партнера Бадри Патаркацишвили.
Впрочем, вся эта активность результатами пока не увенчалась: попытки Березовского вернуть себе хотя бы тень былого влияния на российскую промышленность безрезультатны. А упомянутые Абрамович и Дерипаска его просто не замечают: у них все силы уходят сейчас на спасение металлургического бизнеса.