Дешевых продуктов питания в России больше не будет, как минимум в ближайшие десять лет. С таким пессимистичным заявлением выступил вчера на совещании по аграрной политике в городе Ессентуки министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.
Говоря о причинах столь неблагоприятных прогнозов, министр указал в первую очередь на внешние факторы. По словам Гордеева, в минувшем году мировой индекс продовольственных цен вырос на 40%, причем, по ряду товарных позиций за это время были достигнуты абсолютные ценовые рекорды. Так, цены на пшеницу выросли более чем в два раза, до $460 за 1 т, другая важнейшая продовольственная культура — рис — с начала года подорожала еще сильнее — в 2,5 раза, до $760 за тонну.
Действительно, происходящее на мировом продовольственном рынке начинает все более отчетливо повторять ситуацию на рынке энергоносителей. И там и там основную динамику задают многочисленные спекулянты, использующие производные инструменты от товарных активов как средство биржевой игры, альтернативное утратившим доверие ценным бумагам. Из фундаментальных факторов также остаются нарастающие засухи в странах-производителях сельхозкультур, стремительный рост населения планеты и цен на ресурсы (энергия, топливо, вода, удобрения). Не менее значимую роль играют и растущие объемы производства биотоплива, оттягивающего на себя ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве.
Учитывая нарастающие проблемы, связанные с общемировым производством продовольствия, Алексей Гордеев вполне ожидаемо сделал акцент на ускоренном развитии отечественного производства. По мнению министра, полноценное использование накопленного в стране потенциала позволит России усилить свои позиции на мировом рынке зерна и в перспективе стать крупным экспортером отдельных видов животноводческой продукции. «По прогнозам экспертов международных организаций, в России имеются все условия, чтобы в ближайшие десять лет темпы прироста производства зерна и мяса превышали общемировые в 2,5 — 3 раза», — заметил Алексей Гордеев. В то же время министр напомнил участникам совещания о том, что тенденция к росту импорта аграрно-промышленной продукции и продовольственных товаров в России по-прежнему сохраняется. По его словам, в 2007 г. импорт в Россию сельхозпродукции составил $27,6 миллиарда.
На растущей зависимости России от мирового рынка сельхозпродукции заострил внимание и премьер-министр РФ Владимир Путин. «В этой ситуации мы должны обратить самое пристальное внимание на укрепление стабильности на внутреннем продовольственном рынке», — заявил премьер и напомнил, что в конце 1990-х гг. 90% сельскохозяйственных предприятий в стране были убыточными, сейчас таких предприятий всего 25%. «Мы должны застраховать себя от резких колебаний на сельскохозяйственных рынках. В этих целях необходимо существенно увеличить производство основных сельскохозяйственных продуктов, таких как мясо, молоко, зерно», — заметил глава правительства. По его мнению, для достижения этих целей необходимо обновить всю нормативную базу производства и продажи сельскохозяйственных товаров, принять современные технические регламенты.
Между тем в возможность того, что отечественное сельское хозяйство сможет в течение ближайших десяти лет компенсировать негативные тенденции на мировом продовольственном рынке, верится с большим трудом. Дело в том, что отечественный аграрный сектор имел серьезное концептуальное отставание от аналогичных отраслей в Европе и США еще в бытность СССР. На протяжении всего остального времени это отставание только увеличивалось. Что же касается сокращения доли убыточных сельскохозяйственных предприятий до 25%, о котором говорил премьер Путин, оно в значительной степени объясняется все тем же ростом цен на продовольствие, нежели повышением эффективности и производительности труда в секторе. В большинстве развитых в сельскохозяйственном отношении стран успех был достигнут либо в результате наиблагоприятнейших климатических условий (что России определенно не грозит), либо благодаря использованию новейших агро — и биотехнологий. И в том и в другом случае важнейшим условием успеха являлось наличие четкой государственной политики, направленной на поддержку производителей продовольствия. Между тем о намерении российского государства что-то кардинально менять в сельскохозяйственной сфере, до сих пор не сказано ничего вразумительного.
Конечно, продолжающийся рост мировых цен на продовольствие будет и дальше повышать рентабельность сельскохозяйственных производств, но и в этом случае он вряд ли будет способен дать толчок для качественных перемен в данном секторе. Только реформы способны сделать отечественное сельское хозяйство серьезной защитой от потрясений, идущих с мировых рынков. К сожалению, проблема российского (равно как и советского) АПК носит системный характер, а значит, и решена она может быть только системными методами. Способны ли будут новый президент и правительство пойти на системные реформы — покажет время.