По сути, гигантские средства, выделенные государством на поддержку реального сектора, идут на помощь… зарубежным офшорным компаниям.
В последние две недели по стране прокатилась волна митингов. Рабочие Кронштадтского морского завода, история которого насчитывает 150 лет, возмутились, что под видом сокращения штатов руководство уволило всех сотрудников предприятия. В Тольятти представители независимого профсоюза «Единство» пытались опротестовать решение остановить на месяц главный конвейер. Список можно продолжать и продолжать.
Ровно в то же время перед клубом «Джиммиз» в Монако еле ползла двухчасовая очередь из автомобилей с российскими номерами. Водители «Бентли», «Роллс-ройсов» и «Порше» толкались у входа, пытаясь всеми способами проникнуть в заведение. Внутри говорили только по-русски. В воздухе носились такие фразы: «Моя подруга будет разговаривать с вами, если у вас есть полмиллиарда». «Мой Петя отдал за виллу пять миллионов»…
В общем, у олигархов и приближенной к ним челяди и в помине нет никакого кризиса. Кризис остался в далекой России. Оно и понятно, поскольку наши олигархи живут по простому правилу: приватизация прибылей, национализация убытков. Они уверены, что все потери их бизнеса обязательно покроет государство. И, что характерно, — обычно не ошибаются.
Как это возможно? Российские олигархи следуют трем принципам. Первый: деньги надо качать из России, а держать — за рубежом. Судите сами — кому сейчас помогают из бюджета? Металлургам, автопрому и машиностроителям. Но вот простые факты: владельцем трех металлургических предприятий, входящих в холдинг «Евраз Групп» Романа Абрамовича, является кипрский офшор «Мастеркрофт ЛТД». Компания «Металлоинвест» Алишера Усманова принадлежит трем кипрским компаниям. В этой же благодатной стране с низкими налогами зарегистрированы четыре компании, владеющие 70% акций гордости российской металлургии — ОАО «Северсталь» (Алексей Мордашов). Вот и получается, что едва ли не всей российской промышленностью владеют на паях … Кипр и остров Мэн.
Второй принцип гласит: надо платить не налоги, а дивиденды. Зачем это нужно? Очень просто: налоги придется оставить в России, а вот миллиарды долларов, выплаченные олигархом самому себе в качестве дивидендов, можно без лишнего шума и малой кровью вывести за рубеж. Надо сказать, что этому немало поспособствовало наше государство, по непонятной причине установившее крайне низкие налоги на дивиденды — от 0% до максимум 9%.
Вот наши «социально ответственные предприниматели» и принялись кто во что горазд выводить прибыль своих компаний за рубеж по дивидендной схеме. Чемпионом тут стал совет директоров ОАО «Карельский окатыш». В ноябре 2008 г. «Окатыш» начислил своим акционерам дивиденды сразу за… несколько предыдущих лет. Вышло — 20,5 млрд. руб., хотя в 2008 г. чистая прибыль «Окатыша» была вдвое меньше этой суммы.
Если взглянуть на картину в целом, получится следующее. Еще несколько лет назад крупный российский бизнес не злоупотреблял «дивидендной» схемой. Например, «Северсталь» в 2005 г. направила на выплату дивидендов только 6,4% чистой прибыли, а «Металлоинвест» — 10%. Прошло три года — и ситуация изменилась. В 2008 г. «Северсталь» ухнула на дивиденды 45,7% прибыли, «Евраз» — 90%, а «Металлоинвест» — все 100%.
Обогащению «ума, чести и совести» российского бизнеса особенно способствует третий принцип олигархического «кодекса чести». Он гласит: пока дают деньги, надо наделать как можно больше долгов. Все равно — расплачиваться по ним будет государство… Вот простой факт: с 2002 по 2009 г. зарубежные займы олигархических корпораций увеличились в 12,3 раза: с 24 до 294 млрд. долларов.
Каков итог? Похоже, что олигархи окончательно определились, как поступить с реальным сектором экономики. Сейчас они отчаянно выкачивают последние деньги из предприятий и не забывают доить казну, требуя срочной помощи реальному сектору экономики. Но эта помощь тоже по большей части уходит за рубеж. Понятно, что скоро этот поток иссякнет. А что потом? Затем наши «капитаны бизнеса» обанкротят заводы и спихнут государству высосанные до дна активы. Расплачиваться по их долгам мы будем всей страной.