Предприниматель Герман Стерлигов уверен, что и Россия, и любая другая страна не смогут самостоятельно выйти из кризиса.
«Из глобального кризиса не может быть локальных выходов. Нельзя сделать антикризисную французскую или российскую программу, она может быть только глобальной. И поэтому нужно создавать новые международные институты, которых не было до кризиса», — рекомендует бизнесмен.
Поддержку банковского сектора, как основного для экономики, Герман Стерлигов считает неверной. По его словам, антикризисную программу нужно переориентировать. «Банки не могут быть стержнем экономики, они загубят любую экономику. Банку нужно из предприятия высосать все и выкинуть его, получив максимальную прибыль», — говорит он. Приоритетом должна быть поддержка безработных — правительство может бесплатно предоставить им средства производства, так же, как и малым предпринимателям. «Работнику очень выгодно давать в руки лопату бесплатно, а не говорить — давай ты у меня эту лопату возьмешь в кредит», — объяснил Герман Стерлигов.
Но в целом антикризисную программу правительства Стерлигов почти не критикует. По его словам, чиновники делают, что могут. Остается основная проблема, которую государство не может решить, — нежелание людей работать. «Ну как Путин с Медведевым их заставят? Людей заставить работать невозможно», — недоумевает он.
Можно повысить эффективность борьбы с кризисом, если ввести золотой стандарт. Предприниматель убежден, что российскому правительству надо начать чеканить золотые рубли для пенсионных фондов, материнских накоплений и детских денег, и эту идею подхватят другие страны. На втором этапе введения золотого стандарта его нужно сделать общим расчетным средством. «У государства есть на это возможность, даже при том, что у нас не очень большой золотой запас», — считает Герман Стерлигов.
Когда в расчет пойдут золотые рубли, нефть превратится в золото и все экономические риски исчезнут. «Нефть станет золотом, а не резаной бумагой в виде долларов или электронными циферками. Золотой стандарт уберет сразу все вопросы инфляции, девальвации, опасность того, что рухнет экономическая система и так далее. Сразу», — уверяет Герман Стерлигов.
Пока кризис не закончится, самой инвестиционно привлекательной областью экономики останется та, что связана с продуктами питания. Бизнесмен знает — в войну и в кризис картошка с тушенкой прежде всего. «Надо заниматься этой сферой. А для этого нужен не банк, а нужно, чтобы земля была, немножко техники, немножко стройматериалов», — поясняет он.
Герман Стерлигов вернулся в бизнес осенью 2008 года. Сейчас он владеет Антикризисным расчетно-товарным центром (АРТЦ) — это компьютерная система по отбору и определению цепочек возможного обмена товаров. Предполагается, что деньгами в такой цепочке связывается только первое и последнее звено, а обмен между остальными происходит на условиях бартера.
За время существования АРТЦ через систему не прошла ни одна сделка. «И в ближайшее время не будет», — не скрывает Герман Стерлигов. По его словам, АРТЦ надо доработать. Пока доход компании складывается из вступительных взносов желающих стать партнерами центра и внесистемных сделок. Герман Стерлигов не рассказывает, какие это сделки, но говорит, что они примитивные. Сумму взноса для партнеров недавно увеличили с 30 тыс. евро до 100 тыс. евро. Взносы – небольшой источник доходов, говорит Герман Стерлигов, — около 1,5 млн евро за все время существования АРТЦ при затратах более чем в 30 млн евро. За сделки, которые проходят с участием АРТЦ, компания берет 1%. «Когда информация поступает в систему, там иногда появляются настоящие изумруды, где уж больно дешево что-то или уж больно срочно. Такие сделки проходят периодически. Они обычно примитивные, просто очень выгодная информация, никакая система для этого не нужна», — поясняет предприниматель.