Биржевые сводки в понедельник напоминали отчеты с фронтов: «Китайский Shanghai Composite обвалился», «компания Baoshan Iron & Steel объявила о резком снижении прибыли», «падение стоимости нефти составляет… » — и это только краткие выдержки. Что же произошло? Похоже, новый биржевой обвал. Цены на китайские акции падают самыми быстрыми темпами с июля 2008 года. Участники рынка уже говорят о «прорыве пузыря» и «подрыве восстановления экономики». Пока речь идет только о китайской экономике. Но что произойдет, если эти проблемы, как круги на воде, разойдутся по всему миру?
Август месяц сложный. Вспомните хотя бы кризис 1998 года или прошлогодний обвал на фондовых и сырьевых рынках. Без сюрприза не обошлось и в последний день августа 2009-го. Спусковым крючком стало известие о том, что банкам Поднебесной «сверху» ограничили безудержную раздачу кредитов. Это значит, что огромный поток денег из госбюджета на поддержку экономике иссяк.
Первым на себе это ощутила Шанхайская фондовая биржа. Индекс обращающихся там бумаг в итоге потерял почти четверть с максимальных значений этого года. Здесь все достаточно просто — многие игроки покупали акции на заемные средства, рассчитывая нажиться на их быстром росте. Теперь получить кредит стало сложно и торговать стало не на что.
— Китайский фондовый рынок — это обратная сторона надутого в Китае кредитного «пузыря». И сейчас местные власти стараются его аккуратно «сдуть», — объясняет управляющий директор инвесткомпании «Арбат Капитал» Александр Орлов. — К сожалению, сделать это безболезненно очень сложно.
На что же рассчитывает правительство Поднебесной? Похоже, на начавшееся восстановление экономического роста по всему миру. В этом случае объем китайского экспорта опять начнет расти, и это подстегнет новый виток роста экономики. Но пока этого еще не произошло.
Но гораздо важнее, что именно на эти заемные деньги китайские компании скупали по всему миру подешевевшее сырье вроде железной руды и нефти. Во многом из-за этого та же нефть с начала года выросла в цене в два раза. Но если денег в Китае будет меньше, то и лишнее сырье станет никому не нужно. В понедельник «черное золото» уже подешевело на 4,8% и торгуется теперь ниже $69,3 за баррель.
До паники, конечно, еще далеко. Но вслед за нефтью упала и большая часть крупнейших биржевых индексов в мире. В том числе и российские ММВБ и РТС. Не стали ли события в понедельник началом пресловутой «второй волны» кризиса, о которой предупреждали многие экономисты? Вряд ли, полагают эксперты.
В первой половине 2009 года китайские банки выдали кредитов на астрономическую сумму в 7,4 триллиона юаней (около $1,4 триллиона), что означает рост кредитования на 28% по сравнению с прошлым годом. И тем не менее большая часть этих денег не дошла до предприятий и не пошла на создание новых рабочих мест. Куда же они делись? Скорее всего пошли на спекуляции с акциями и сырьевыми товарами. В итоге, пишет уже американское агентство Bloomberg, сейчас уверенно можно говорить о начале продолжительного спада на китайском фондовом рынке.
Но как это отразится на остальном мире и России? Пока от стремительного роста цен на сырье и ту же нефть наша страна только выигрывала, считает Александр Орлов. Зато внакладе оставались «сырьевые покупатели» вроде США, Европы и того же Китая.
— Но теперь цены на многие сырьевые товары могут опуститься на 20-40%, — полагает эксперт. — Их основные поставщики вроде России, Австралии или стран ОПЕК на этом потеряют. Зато экономический рост в мире получит более крепкую основу.
Россия будет торговать на юани, а Китай — на рубли
По словам заместителя министра коммерции Китая Сунь Юнфу, банки России и Китая могут обменяться национальными валютами для того, чтобы местные компании могли отказаться от доллара в двусторонней торговле. Для Китая это уже не первое такое соглашение. Поднебесная уже подписала их на общую сумму 650 миллиардов юаней (более $95 миллиардов) с Южной Кореей, Малайзией, Индонезией, Аргентиной и Белоруссией.