Сегодня Арбитражный суд Удмуртии официально признал компанию «ИжАвто» банкротом. На заводе назначен конкурсный управляющий. Им стал член некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Гильдия арбитражных правящих» Рашид Загидуллин.
Как сообщал «Новый Регион», процедура банкротства была инициирована самим предприятием 6 августа после того, когда долг завода перед партнерами и банками-кредиторами по итогам 1 полугодия текущего года составил более 14 млрд рублей.
В апреле «ИжАвто», которое выпускает автомобили KIA (Spectra, Rio и Sorento), ВАЗ- 2104 и фургоны на базе автомобилей «Иж», первым из отечественных автозаводов полностью остановило конвейер, и уведомило службу занятости об увольнении трудового коллектива.
Одной из причин остановки завода стала девальвация рубля, сделавшая нерентабельной сборку корейской KIA. Концерн KIA в свою очередь отказался снижать цену на отгружаемые машинокомплекты. По подсчетам некоторых экспертов, с ноября завод терпит убытки на уровне $7 млн в месяц.
На начало апреля кредитная нагрузка завода близка к 12 млрд рублей, из которых 8 млрд приходилось на кредит Сбербанка. Кроме того, у «ИжАвто» есть облигационный заем на 2 млрд рублей, технический дефолт по которым был допущен еще в декабре.
Как напоминает Lenta.ru, в начале 2008 года первым звонком к тому, что с одним из старейших российских автомобильных предприятий – «ИжАвто» – творится что-то неладное, стало неожиданное желание группы «Сок» (тогдашнего владельца завода) избавиться от этого актива. В то время, судя по сообщениям в СМИ, и у «Сока» и у ижевского завода все было хорошо – из года в год увеличивался объем производства, который в 2008-м составлял примерно 60 тысяч машин в год, на конвейер ставились новые модели, а руководство «Ижа» заявляло о планах по развитию предприятия.
Вначале, в феврале 2008 года, «Сок» предложил купить 90% акций «ИжАвто» Волжскому автозаводу, оценив предприятие в 12 млрд рублей (или по тому курсу – $480 млн). Через пару месяцев «АвтоВАЗ», у которого в то время уже появился партнер в лице французской компании Renault, официально объявил, что получил от Федеральной антимонопольной службы «добро» на сделку и готов выкупить предприятие, однако намерен заплатить за ценные бумаги не более $300 млн. Такая «скидка» продавцов не устроила.
В итоге переговоры продолжились, и, вероятно, в «Соке» так ими увлеклись, что не заметили, как наступил кризис, заставивший не только российские, но и многие западные автомобильные компании задуматься о выживании. Задумался об этом и «АвтоВАЗ», сначала предложивший обменять «ИжАвто» на 75% акций своей сбытовой сети «Лада-Сервис», а потом и вовсе расплатиться машинами.
Ровно через год после предложения «Сока» о покупке Ижевского завода, в феврале 2009-го, «ВАЗ» объявил о том, что останавливает переговоры, поскольку в условиях кризиса первоначальный план по выпуску на мощностях «ИжАвто» автомобилей Lada, Renault и Nissan уже нецелесообразен. Но у экспертов было другое мнение – «АвтоВАЗ» просто не захотел расплачиваться по долгам предприятия, которых на тот момент уже скопилось два миллиарда рублей.
Сразу же после этого «Сок» пошел на неожиданный шаг, отказавшись поставлять «АвтоВАЗу» комплектующие. Это привело к тому, что Волжскому заводу даже пришлось остановить конвейер, ведь заводы, входящие в состав «Сока», обеспечивают около 40% потребностей тольяттинского автопроизводителя, выпуская для него детали двигателей, трансмиссий, осветительные приборы и элементы интерьера. Официальная причина – необходимость изменения условий поставки и оплаты комплектующих, но некоторые топ-менеджеры «ВАЗа» заявляли, что это лишь отговорка, а настоящая причина кроется в желании подтолкнуть Волжский завод в покупке «ИжАвто».
Конфликт с «АвтоВАЗом», не поддавшимся на провокации, не пошел на пользу «Ижу», который из-за окончательного и бесповоротного срыва сделки был вынужден объявить о крайних мерах – сокращении почти 50% своего персонала (а это около трех тысяч человек) и о консервации завода.
Эксперты отмечают, что следующим банкротом в отрасли может стать «Группа ГАЗ», подконтрольная структурам Олега Дерипаски. Ранее сообщалось, что компании перед банками составляет 40 млрд руб, еще 4,88 млрд руб концерн должен держателям облигаций. Задолженность группы перед «Альфа-банком» не раскрывается. ООО «Автозавод ГАЗ» отчетность не публикует. В отчете «Автодизеля» говорится, что он должен банку чуть больше 100 млн руб.