Данные о зарплатах «больших начальников» стали известны благодаря исследованию Ernst&Young. В исследовании, проведенном российским представительством крупнейшей американской аудиторской компании Ernst&Young, участвовали пять госкорпораций и 15 компаний, зарплаты руководства которых сравнивались по состоянию на март 2009 года.
Согласно исследованию, опубликованному в среду, 16 сентября, газетой «Ведомости», самая большая разница между зарплатами в госкорпорациях, финансовых компаниях и промышленных холдингах наблюдается среди руководства высшего звена.
Так, годовое вознаграждение членов правления (в исследовании обозначается как «сотрудники второго уровня») госкорпораций и компаний с госучастием составляет 11,3 млн рублей. В крупных промышленных холдингах заработная плата на аналогичной позиции составляет 19,5 млн рублей. Лидируют в этом списке крупные финансовые компании. Там годовая зарплата членов правления составляет 22,4 млн рублей.
Чем ниже занимаемая должность, тем меньше разница между зарплатами сотрудников различных предприятий. Согласно исследованию Ernst&Young, директора направлений или департаментов («сотрудники третьего уровня») в госкорпорациях получают 5,3 млн рублей годового вознаграждения, в финансовых компаниях – 6,2 млн рублей. По зарплатам в этом звене лидируют директора промышленных холдингов. В год они получают 6,5 млн рублей.
Следует отметить, что годовая зарплата президента РФ Дмитрия Медведева составляет 4,1 млн рублей, зарплата премьер-министра Владимира Путина – 4,6 млн рублей. Получается, что руководители государства получают меньше, чем руководители среднего звена на предприятиях.
На следующем уровне зарплаты сотрудников госкорпораций уже превышают зарплаты работников финансовых компаний. Из представленного исследования следует, что менеджеры «четвертого уровня» госкорпораций в год получают 3,9 млн рублей, тогда как менеджеры финансовых компаний – «только» 3,7 млн рублей. Лидером на этом уровне остаются промышленные холдинги, менеджеры которых получают до 4,5 млн рублей в год.
Заказчиком исследования стали госкорпорации («Ведомости» не сообщают, какие именно). Причиной этому послужило желание их руководства сравнить свои доходы с доходами руководства других компаний в связи с идеями правительства ограничить выплаты бонусов сотрудникам госкорпораций.
Согласно подсчетам Ernst&Young, несмотря на то, что «большие начальники» госкорпораций получают меньше, чем их коллеги в других компаниях, их бонусам остается только позавидовать. Так, у высшего звена управления в госкорпорациях переменная часть зарплаты достигает 119% от базовой, тогда как в промышленных холдингах она равняется 85%. В финансовых компаниях руководство получает 172% от зарплаты в качестве надбавки. Старшее звено в госкорпорациях получает 69% от зарплаты, в финансовых компаниях и промышленных холдингах – 44% и 54% соответственно.
Такими непомерными бонусами сотрудников госкорпораций заинтересовались на самом высоком уровне. В апреле 2009 года Дмитрий Медведев выступил с предложением ограничить бонусы руководства компаний и корпораций, контролируемых государством.
Идею президента подхватил министров финансов Алексей Кудрин, заявивший, что Минфин и Минэкономразвития уже «прорабатывают поручение по уменьшению бонусов» и в самом скором времени представит рекомендации по их уменьшению. К проектам Кудрина и Медведева присоединился и премьер Владимир Путин, который сказал, что аппарат правительства уже подготовил соответствующие предложения по изменениям в области выплат бонусов руководству госкорпораций.
«Мы будем требовать ответственного поведения от руководства компаний, имея в виду социальную ответственность, имея в виду бонусы, которые они получают», – заявил премьер.
В том же месяце в Госдуму был внесен законопроект, ограничивающий доходы менеджеров госкорпораций. Законопроект, предложенный единороссом Анатолием Ивановым, предусматривал введение большого налога на бонусы менеджеров госкорпораций, а также ограничение на выплату им многочисленных вознаграждений.
14 сентября проблема бонусов руководства государственных компаний была поднята на совещании у вице-премьера Сергея Собянина. На этом совещании было предложено не отменять бонусы, а вернуть им первоначальный статус – статус «вознаграждения за успешную деятельность компании». Таким образом, если это предложение будет принято, оплата труда руководящего состава будет зависеть от долгосрочных целевых показателей деятельности корпораций и результатов отдельных проектов.