Главная » Компании » Неужели добыча нефти в России достигла своего пика?

Неужели добыча нефти в России достигла своего пика?

Кремль часто трубит о том, что Россия это «энергетическая сверхдержава», но сегодня добыча нефти в стране сокращается. Некоторые эксперты говорят, что страна уже достигла пика добычи.

Как пишет американское издание «Christian Science Monitor», подчеркивая важность и актуальность этой проблемы, новый кабинет Премьер-министра Владимира Путина в понедельник рассмотрел ее первым пунктом повестки своего заседания и утвердил пакет мер по урегулированию кризисной ситуации в нефтедобыче.

«Это хороший первый шаг», — говорит нефтегазовый аналитик из московского брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова. Но она добавляет, что «резкое снижение» добычи нефти, которая пять лет назад увеличивалась ежегодно более чем на 10%, нельзя «быстро остановить политическими декларациями».

Занимая второе место в мире по экспорту нефти, Россия присоединилась к растущему списку ведущих нефтяных экспортеров, которые отчаянно пытаются решить проблему снижения объемов добычи или прекращения роста. Подобно Венесуэле и Мексике, Россия очень сильно зависит от продажи нефти, доля которой составляет более двух третей в государственных доходах и 30% в ВВП страны. Сегодня Москва пытается исправить ситуацию, порожденную, среди прочего, старением техники и технологий, высокими налогами на прибыль от продажи нефти, а также отсутствием инвестиций в нефтяную инфраструктуру, цитирует издание «ИноСМИ.Ru»

Новый орган под названием президиум правительства на своей первой встрече в понедельник утвердил налоговые каникулы сроком до 15 лет для тех российских компаний, которые открывают новые нефтяные месторождения. Он также предложил поднять ценовой порог, с которого начинается налогообложение, с сегодняшних 9 долларов за баррель до 15. Нефтяные компании эти меры приветствовали, но эксперты говорят, что после почти двух десятилетий постсоветской запущенности, когда новые разработки почти не велись, эти меры могут оказаться слишком слабыми и запоздалыми.

Добыча нефти в России на протяжении нескольких лет стабильно увеличивалась, достигнув в октябре постсоветского максимума в 9,9 миллиона баррелей в день. Но в первом квартале текущего года нефтедобыча в стране упала на 0,3%, а экспорт снизился на 3,3%. Это первое понижение путинской эпохи. Объем разведанных запасов нефти в России является государственной тайной. Но американское специализированное издание «Oil & Gas Journal» дает свою оценку в 60 миллиардов баррелей. При нынешних темпах добычи этого хватит на 17 лет.
Министр энергетики Виктор Христенко недавно признал факт спада. Но он заявил, что его можно преодолеть благодаря новым открытиям в недостаточно исследованной Восточной Сибири или на новых арктических территориях, на которые с недавнего времени претендует Россия. «Уровень добычи, который мы имеем сегодня, стабилизировался или находится в стагнации», — сказал он.
Но вице-президент крупнейшей в России частной нефтяной компании «Лукойл» Леонид Федун в интервью «Financial Times» в прошлом месяце пошел дальше. «Добыча нефти в России достигла своего пика и может никогда не вернуться на нынешний уровень», — заявил он.
Это создает для России серьезные проблемы, поскольку она ведет разговоры о расширении деятельности за пределами традиционного для нее европейского нефтяного рынка, планируя выйти на рынки Китая, Японии и США. В 2006 году тогда еще Президент Путин утвердил план строительства трубопровода стоимостью $11 млрд. через Сибирь к побережью Тихого океана, по которому экспортная нефть должна пойти на восток. Путин и его преемник Дмитрий Медведев утверждают, что Россия способна удовлетворить спрос путем наращивания добычи. Но нефтяные аналитики из разных стран с пессимизмом говорят об удовлетворении растущего спроса в предстоящее десятилетие.
Дефицит поставок не касается российской газовой отрасли, которая обладает огромными запасами и пользуется благоприятным налоговым режимом. Цены на газ на мировых рынках растут параллельно с нефтяными ценами, но в России монополией на экспорт пользуется только одна компания — государственный гигант «Газпром». «Газовые производители живут сравнительно безбедно. Экспортная пошлина на газ фиксированная, она не растет, когда увеличиваются цены», — говорит Мильчакова.
С другой стороны, налог на прибыль от продажи нефти составляет почти 90%. Благодаря ему и пополняется государственная казна, поскольку цены на нефть за десятилетие выросли с $10 за баррель до $130 на прошлой неделе. Нефтяное богатство стало главным фактором, позволившим Путину сконцентрировать политическую власть в Кремле. Он воспользовался этой властью, чтобы взять под контроль государства самые лакомые и крупные куски у прежде частной нефтяной и газовой отрасли. Следовательно, как говорят некоторые специалисты, грядущий кризис производства требует проведения масштабных политических реформ, а также осуществления экономических корректировок. «Пока цены на энергоресурсы растут, а легкие деньги продолжают литься рекой в казну, стимулы для проведения либерализации отсутствуют, — говорит главный экономист московской инвестиционной компании „Тройка-Диалог“ Евгений Гавриленков, — если эта курица прекратит нести золотые яйца, то они начнут признавать необходимость перемен».
Даже если Россия сделает новые открытия на своем неисследованном востоке, то месторождения эти будут намного меньше. Располагаться они будут в удаленных районах, куда очень затруднен доступ. «В начале 80-х стандартное новое нефтяное месторождение имело запасы до 50 миллионов тонн, а сегодня компания радуется, если ей удается найти нефтеносный район с запасами в 3 миллиона тонн, — говорит аналитик из московской консалтинговой фирмы „RusEnergy“ Михаил Крутихин, — поэтому нам нужны более мелкие нефтяные компании, которые лучше всего подходят для эксплуатации небольших месторождений. А у России есть несколько гигантских корпораций, чьи постоянные издержки и подходы совершенно неправильны».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.