Перспективы развития в нашей стране рынка биотоплива стали главной темой обсуждения в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) – на совместном заседании комиссии по агропромышленному комплексу и комитета по энергетической политике, которое прошло в конце мая в Москве. По мнению экспертов, в модном увлечении биотопливом есть и негативная сторона – угроза продовольственной безопасности. Альтернатива автомобильному биотопливу в России – газ, утверждают специалисты.
На совещании отмечалось, что в условиях резкого роста цен на нефть и, соответственно, бензин, все большее число стран обращают внимание на производство альтернативных видов автомобильного топлива. Особое место в этом ряду специалисты отводят биотопливу.
Ресурсы полезных ископаемых на планете ограничены. Как считают ученые, запасов газа и нефти при нынешних темпах потребления хватит максимум на 100 лет, поэтому развитие альтернативной или возобновляемой энергетики является очень своевременным и важным делом.
Бедная на энергоресурсы Европа давно делает шаги в этом направлении. Мощным стимулом для решения проблемы стала директива ЕС «О развитии и продвижении использования биотоплива или других возобновляемых видов топлива на транспорте». Она установила требования по увеличению содержания биодобавок в моторном топливе с 2% в 2005 году до 5,75% к 2010 году.
Россия в свою очередь располагает не только обширными запасами нефти, газа и угля, но и значительным потенциалом производства возобновляемых топливных ресурсов и источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, океанической).
На данный момент доля нетрадиционных источников в общей выработке энергии в стране составляет менее 1%. По оценке специалистов, в случае создания необходимого нормативно-правового обеспечения, разработки и реализации механизмов государственной поддержки вполне реально существенно повысить к 2015 году долю использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Как считают эксперты, потенциал России в части производства возобновляемых источников энергии оценивается в 360-430 миллионов тонн условного топлива. Складывающаяся на мировом рынке энергоносителей ситуация заставляет и нашу страну обратить внимание на производство ВИЭ, прежде всего, — топливного этанола.
В конце 2007 года на встрече в Кремле президент Владимир Путин поручил министерству сельского хозяйства РФ проработать вопрос о стимулировании производства биотоплива. Планируется разработать федеральную целевую программу по повышению эффективности энергопотребления в России. А в уточненной редакции Энергетической стратегии России до 2020 года уже обозначена цель: повысить долю возобновляемых источников энергии с нынешнего 1% до 3-5% к 2015 году.
Россия и в сфере производства возобновляемых энергоносителей может выйти в число мировых лидеров, правда, если удастся в обозримом будущем ввести в сельхозоборот 20 млн гектаров пустующих земель. Сельское хозяйство России способно увеличить производство зерна на 20 млн тонн, что позволит производить ежегодно 7 млн тонн биоэтанола.
В марте 2008 года Владимир Путин рекомендовал правительству обратить внимание на решение проблемы увеличения обрабатываемых сельхозугодий. «В связи с тем, что значение биотоплива в мировой энергетике постоянно возрастает, особое значение будут иметь страны, имеющие достаточное количество посевных площадей для производства исходного сырья. И среди этих стран, конечно, особую роль будет играть и Россия», — сказал Путин.
В настоящее время на стадии реализации находятся шесть проектов по организации выпуска биотоплива. В частности, уже введен в строй Казанский маслоэкстракционный завод мощностью 300 тыс. тонн продукции в год. Предполагается, что в ближайшие несколько лет в стране будет построено еще до 25 таких предприятий. Намечено строительство ряда крупнейших заводов по производству топливного этанола в Татарстане, на Алтае, в Краснодарском крае, Омской, Липецкой, Волгоградской областях.
Вместе с тем, ряд экспертов критикуют планы активного расширения производства возобновляемых энергоносителей.
Так, президент Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор Рябов в интервью «Росбалту» отметил, что развитие рынка биотоплива в России нецелесообразно в силу наличия большого количества запасов углеводородного сырья. Кроме того, развитие рынка биотоплива может поставить под угрозу продовольственную безопасность страны. «Реализуя планы получения биоэтанола, мы рискуем поставить под вопрос производство сельхозпродуктов в достаточном количестве и ассортименте для населения. Сейчас планируется все необрабатываемые сельхозугодия пустить для получения сырья для такого рода энергоносителей. Тем временем российский продовольственный рынок зависим от импорта, что подрывает продовольственную безопасность страны», — отметил он.
В свою очередь, глава комиссии по АПК РСПП Иван Оболенцев склоняется к мнению, что биотопливо в ближайшей перспективе не сможет и не должно полностью заменить традиционные энергоносители. Среди проблем, тормозящих развитие производства биотоплива в России, он назвал нехватку зерна. По его словам, к 2030 году мировые потребности в энергии возрастут на 50%, но на столько же возрастет и спрос на продовольствие, что может повлечь за собой существенный скачек цен.
Такого же мнения придерживается и руководитель Центра конкурентоспособности АПК России на внешних рынках Института экономики сельского хозяйства Владимир Тарасов, который считает основной причиной повышения мировых цен на продовольствие увеличение производства сырья для биоэтанола. «Перевод в биотопливо миллионов тонн сельхозпродукции привел к разбалансированности мирового продовольственного рынка. По информации Всемирного банка, за последние три года продукты питания подорожали в мире на 83%», — отмечает Тарасов.
Другим препятствием для развития производства биоэтанола в России является существующая система акцизов на спиртосодержащую продукцию. Такую точку зрения высказал руководитель экспертной секции «Топливный биоэтанол» экспертного совета комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Алексей Петрыкин.
Он напомнил, что с 2006 года вступили в силу поправки к закону «О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые перекрыли путь к расширению производства биоэтанола в России. Согласно этому закону, бензин, содержащий более 1,5% спирта, считается спиртосодержащей продукцией и должен облагаться акцизом.
Как считает Петрыкин, для развития производства биоэтанола необходимо вывести из-под действия этого закона деятельность организаций, связанных с производством топлива, в котором содержание спирта составляет не более 10%. По его словам, комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности готовит законодательную инициативу, согласно которой моторное топливо, содержащее не более 10% спирта, предлагается считать неспиртосодержащей продукцией.
По мнению экспертов, сейчас уже следует обратить внимание на технологии производства биотоплива второго поколения, в частности биобутанола. Его можно получать из всех видов сельскохозяйственного сырья, в том числе из сахарной свеклы и картофеля. Кроме того, в производстве биотоплива второго поколения можно использовать сырье, не создающее конкуренции пищевой промышленности, в частности отходы сельского хозяйства и деревообрабатывающей промышленности. Это позволит не только получать моторное топливо, но и утилизировать отходы.
Так, в России разработана безотходная технология, не имеющая аналогов в мире, базирующаяся на использовании отходов. В качестве сырья там может быть использована как целлюлоза, так и солома.
Как заметил руководитель Института национальной энергетики Сергей Правосудов в беседе с корреспондентом «Росбалта», в развитии биоэнергетики больше всего заинтересованы развитые страны, безопасность которых зависит от импорта энергоресурсов. Правительства таких стран субсидируют проекты внедрения новых альтернативных технологий получения энергии, так как существующие производства биотоплива нерентабельны и требуют существенной финансовой поддержки со стороны государства.
По мнению эксперта, учитывая размер запасов энергоресурсов в России, эффективнее было бы обратить внимание на повышение качества бензина, что намного актуальнее с точки зрения экологии. «Кроме того, во всем мире активно используется альтернативное газомоторное топливо. В России, обладающей огромными запасами газа, правительство никак не поддерживает использование газомоторного топлива. Существуют отдельные заправки, но массовое использование газа пока не наблюдается. Хотя именно этот вид топлива считается самым экологичным», — заключил эксперт.