Главная » Компании » Как рекламщики Россию делили

Как рекламщики Россию делили

То, над чем не один десяток лет безуспешно бьются японские политики и дипломаты, осуществили производители табака. «Бритиш Американ Табакко Россия» («БАТ-Россия») подарила японцам Курильские острова. Правда, лишь на бумаге — в своей рекламе БАТ поместила карту, на которой Курилы изображены как часть Японии. Щедрость табачников пришлась не по душе российским чиновникам — Экспертный совет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рекомендовал ФАС возбудить уголовное дело против компании за оскорбление патриотических чувств.

Ставшая яблоком раздора реклама сигарет Kent была размещена в одном из автомобильных журналов и в торговом комплексе в московском районе Братеево, и рассказывала о призах, которые могут получить покупатели сигарет. В числе прочего была и поездка в Японию, которую и иллюстрировала злополучная карта.

Скорее всего, это — не более чем досадный казус. Видимо, не очень грамотные рекламщики решили воспользоваться картой, выпущенной в Японии, но не потрудились внимательно ее рассмотреть. Между тем, в Стране восходящего Солнца, где южные Курилы иначе как «северными территориями» не называют, подобные географические «откровения» не редкость, особенно, если вспомнить, что на картах, отпечатанных в японских типографиях 1920-40-х годах, в цвета Японской империи окрашены не только все Курильские острова, но и Сахалин, и почти весь Дальний Восток.

Тем не менее, функционеры ФАС отнеслись к данному случаю со всей серьезностью. По их мнению, такие вольности противоречат закону о рекламе, согласно которому в рекламных материалах недопустимы изображения оскорбительных образов в отношении национальности, человека и гражданина, а также в отношении государственных символов.

Ляпы, способные оскорбить чувства представителей той или иной национальности, человека и гражданина, появляются регулярно, только отношение к ним со стороны госчиновников и правозащитников неодинаковое.

В 2006 году испанская авиакомпания Iberia весьма оригинально рекламировала туры на Кубу. В мультяшном ролике сексуальная мулатка в бикини кормила младенца (судя по всему, туриста) из бутылочки, а тот совершенно недетским голосом напевал: «накорми меня мулатка, забери меня в кроватку». Та забирала его, но только не в кроватку, а на пляж, где делала массаж и исполняла страстный танец. Реклама вызвала бурю протестов — организация по правам потребителей Facua назвала ее «сексистской», оскорбляющей кубинок и пропагандирующей секс-туризм. Ролик запретили, правда Куба объектом секс-туризма быть не перестала.

А вот рекламу, где объектом вожделения представлена не темнокожая женщина, а мужчина-славянин, «правозащитники» почему-то проигнорировали. В 2005 году в западной Европе появились плакаты, рекламирующие отдых в Польше: мускулистый блондин-водопроводчик смотрел томным взглядом, подпись гласила: «Я остаюсь в Польше. Давай сюда».

Порой энтузиазм правозащитников (впрочем, возможно грантодатели просто требуют от своих подопечных отчетов о результатах) граничит со здравым смыслом. В прошлом году действующая во Франции организация SOS Racisme выиграла судебный процесс против производителя парфюмерии и косметики L'Oreal и кадрового агентства Adecco. Обеим компаниям вменялось в вину, что при участии в рекламных акциях продукции марки Garnier „Fructis slyle“ набирались исключительно белые светловолосые девушки. Коварные «расисты» тщательно маскировали свои замыслы и разработали целую систему конспирации. Например, суду была представлена «шифрованная инструкция» предписывающая нанимать женщин BBR. По версии обвинения, это расистский код, с помощью которого отсеивались азиатки, негритянки и арабки. Для непосвященных поясним — «расистский код» BBR всего-навсего аббревиатура цветов французского флага — bleu-blanc-rouge (синий-белый-красный), никаких намеков на антропологические признаки в нем нет. Однако суд стал на сторону обвинения и приговорил ответчиков к штрафу в размере 30 тыс. евро.

В России неполиткорректных ляпов тоже хоть отбавляй. В 2003 году Rexona рекламировала дезодорант для мужчин. Рекламный плакат изображал фрагмент картины Васнецова «Богатыри». Правда, богатырь был только один — Илья Муромец, остальные, судя по подписи, сбежали от него из-за неприятного запаха. Тогда в защиту русского символа выступила лишь депутат Госдумы от КПРФ Татьяна Астраханкиа.

Но это, что называется, цветочки — примерно в тоже время центральные каналы «крутили» рекламный ролик I dream of Turkey — где исламские дервиши исполняют ритуальный танец зикр на лике Христа — изображении одной из мозаичных икон не стене храма Святой Софии в Константинополе. Стоит ли говорить, что бури недовольства у российских блюстителей политкорректности и толерантности зикр на православной святыне не вызвал.

Конечно, права людей различных национальностей защищать надо (и прежде всего, коренного населения), но идеи всепобеждающей мультикультурности и политкорректности грозят привести к анекдотичной ситуации. Как в представлении правозащитников должен выглядеть идеально политкорректный ролик той же Garnier? Вероятно, в нем должны фигурировать девушки всех народов, включая пигмеек и австралийских аборигенок, всех возрастов и комплекций. Не приведет ли это к анекдотичной ситуации, подобной той, что случилась в штате Атланта (США), где было зарегистрировано общество «За равные права в мультипликации». Одна из его уставных целей — добиться выхода римейка мультфильма «Белоснежка и семь гномов» с пропорциональным представительством афроамериканского меньшинства и коренных американцев. Иными словами, из семи гномов трое должны быть белыми, двое — неграми, плюс гном-латиноамериканец и гном-индеец.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.