Оказалось, что полноправное членство Украины в ВТО, выстраданное в течение аж 15 лет, в ближайшей перспективе отнюдь не сулит нашему государству ожидаемого экономического позитива. Надежды и ожидания на этот счет начали развеиваться практически сразу же после официального признания «нэньки» составной частью Всемирной торговой организации. Первым камнем преткновения стали злополучные пошлины на ввоз в страну импортных авто. Депутатское лобби отечественных воротил автобизнеса в парламенте дало понять, что вступление вступлением, а чужие законы и правила для них не писаны. Не менее откровенно продемонстрировали ВТО расположенность к преследованию принципа «своя рубаха ближе к телу» и официальные власти, почему-то «забывшие» о реализации адаптивных мер в национальной экономике, оказавшейся на пороге торговых перемен.
Следует признать, на данный момент Украина сама делает все возможное для того, чтобы дискредитировать себя в глазах Всемирной торговой организации. Прийти к подобному выводу можно обратив внимание на то, какие именно горизонты открылись для нашего государства после вступления в ВТО, и какие при этом предпринимаются меры для необходимого «освоения» Украины на открытом международном рынке. Упомянутый прецедент с «заморозкой» ввозных таможенных пошлин на импорт авто стал в этом отношении нарицательным примером проявления глупости нашей власти.
По факту, откладывая снижение пошлины до 1 января 2009 года парламент попросту нарушил условия вступления в ВТО. Об этом сказано уже не одним экспертом.
Что поразительно, при том, что зачинщики подобного саботажа соблюдения торговых договоренностей известны по фамилиям, они как ни в чем не бывало продолжают настаивать на своем, открыто понижая подобными инициативами международный имидж Украины, и совершенно не обращаая внимания на всеобщее возмущение. Никаким образом на их твердое устремление создать неравные конкурентные условия для прямых дилеров иностранных автомобилей не могут повлиять не только экспертные замечания, но и факт направления правительству Украины претензий по этому поводу посольств Евросоюза и США. Таким образом можно прийти к выводу, что бизнес-интересы отдельно взятых обитателей ВР оказалось куда сильнее ранее заявленного стремления властей Украины к расширению рынка и вливанияю во всемирную торговую сеть.
Как для страны-новичка, недавно принявшей членство в организации, подобным поведением Украина позволяет себе слишком много, и рискует в который раз доказать зарубежью по сколь анархичным принципам настроена развиваться впредь. Ведь одно дело «мутить» и прокручивать махинации в пределах своей песочницы, а совсем другое – пытаться сыграть в дурака со Всемирной организацией, которая при определенных условиях сможет выставить Украину на весь мир не в самом выгодном свете. На фоне пошлинных осложнений, усугубляет ситуацию со взаимоотношениями Украины и ВТО еще и тот факт, что у нас до сих пор не соизволили начать адаптацию национальной экономики к условиям торговой организации. И это при том, что после вступления в ВТО правительству Украины было поручено в течение месяца утвердить план соответствующих действий.
Следует заметить, что согласно ст.16 Марракешского соглашения об основании ВТО, каждая страна, получившая членство в организации должна обеспечить соответствие своих законов, правил и административных процедур ее обязательствам, предусмотренным соглашениями ВТО. С этой целью в части законодательного обеспечения процесса вступления Украины в ВТО Верховной радой Украины на протяжении 2002-2007гг. в целом было принято 58 законов. Некоторыми обязательствами Украины были предусмотрены определенные переходные периоды. В связи с этими требованиями в дальнейшем предполагается целый ряд изменений в национальном законодательстве. Судя по тому, как к подобным условиям изначально предпочла относиться власть имущая прослойка нашего государства, в Украине подобным моментам решили не придавать особого значения – после достижения цели для нас достойным внимания остался сам факт вступления в ВТО, и не более.
В этом контексте уже сейчас появились большие риски утраты достигнутого Украиной, успевшей самым наглым образом проигнорировать условия вливания в ВТО. Фактически, Украина настолько увлеклась процедурой вступления в организацию, что практически забыла о процессе координации действий в направлении адаптации экономики к условиям ВТО. При этом, в контексте вступления, руководство государства абсолютно не задумывалось о реальных потребностях своих производителей. По словам эксперта украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы, в настоящий момент эффективно воспользоваться преимуществами международного торгового клуба может далеко не каждый отечественный товаропроизводитель. «Мы снизили импортные пошлины на животноводческую продукцию, а попасть на заграничные рынки с нашей животноводческой продукцией мы не можем. Есть проблемы с доступом на рынки ЕС, даже на российские рынки. То есть мы доступ на свой рынок открыли, а зеркальных преимуществ не получили», — отмечает эксперт.
Даже при некоторой активизации действий украинских чиновников в направлении ликвидации подобного упущения, учитывая существующую неповоротливую бюрократическую систему, изменить ситуацию Украине будет очень трудно. Процесс вывоза отечественной продукции на европейские, или даже российские рынки требует координации значительных усилий и времени, чего в должном объеме сегодня не происходит. Вот и получается, что начатая пятнадцать лет назад эпопея со вступлением в ВТО сегодня является чем-то вроде на скорую руку выполненной домашней работы безалаберного троечника. Статус члена Украина таки получила, но как была беспомощной сырьевой махиной для отдельных своих выходцев, так ею и осталась.
В итоге, такие как Петр Порошенко и Тариел Васадзе, имеющие огромные доли с доходов отечественного автопрома, в этом смысле, рады стараться игнорировать аксиомы вступления Украины в ВТО под маркой «защиты интересов отечественного производителя». Во главе строки, при этом, само собой стоят их личные интересы, как дельцов, воюющих за монопольность на украинском автомобильном рынке. Правительство же и парламент с некоторых пор посвятили все свое внимание политическим разборкам, и заметно дистанцировались от решения внутренне и внешнеэкономических вопросов, касающихся Украины. Отсюда, в который раз становится понятным, что у нас в стране совершенно глупо воспринимать на веру какое-то очередное «достижение» действующей власти. Для таковой важно просто заявить событие и преподнести его как судьбоносный факт в истории государства. Деталями же, подробностями, последствиями и дальнейшим воплощением начатого в жизнь принято не «заморачиваться».
При столь специфической позиции украинских власть имущих, уже сегодня вступление в ВТО в перспективе не только обещает обернуться для Украины масштабной экспансией безразборного импорта, но и создает риски осложнения отношений с самой торговой организацией. Хоть как-то обнадеживает в сложившейся ситуации лишь заявленная главой Государственной таможенной службы вероятность ветирования президентом закона, продлившего 25% пошлины на импорт авто. Так Украина хотя бы не скомпрометирует себя в глазах торговой организации. В остальном же, реализация «идеи фикс» с заветным членством, как и ожидалось, таки обещает обернуться для нашей страны не самым приятным местом. Может быть в случае с кем-нибудь другим все это и сработало бы, как положено, но, как можно убедиться сегодня, не с нами так точно.