Со следующего года туркменский газ подорожает для Украины минимум вдвое. Отечественные эксперты сомневаются в возможности Киева влиять на ценообразование Ашхабада. Но видят ряд реальных предложений, которые могут заинтересовать Туркмению в газовом сотрудничестве с Украиной.
Стоимость среднеазиатского газа в следующем году удвоится. Вчера с таким заявлением в очередной раз выступил глава «Газпрома» Алексей Миллер. На этот раз, руководитель российской монополии свой прогноз основывал не только на результатах личных встреч с руководством среднеазиатских государств на прошлой неделе, но и на итогах визита президента России Дмитрия Медведева в Туркмению.
Пока конкретных цифр стоимости газа в новом году у россиян нет. Планируется, что с Туркменией (чей ресурс составляет основной объем импорта Украиной) будут договариваться уже осенью. Учитывая, что сегодня Туркменистан продает свой газ структурам «Газпрома» по 150 долларов за тысячу кубометров, «округлить» новую «обоснованную цену» не так уж и сложно.
Однако, эксперты отмечают, что сегодня активность «Газпрома» в ценообразовании на туркменский газ продиктована не сколько рыночными факторами, сколько финансовыми проблемами внутри самой монополии. Особенно на фоне снижении капитализации и угрозы дефицита сырья для экспортных контрактов в будущем. Отсюда и такой интерес к прогнозам руководства компании, которые должны подогреть мировые цены.
Иногда пожелания российских топ-менеджеров странным образом совпадают во времени с пожеланиями чиновников других стран, которых принято причислять к «газовому ОПЕК». Пусть пока эта организация официально и не оформлена. Но когда Катар и Алжир одновременно с Россией заявляют о необходимости привязать цены на газ к стоимости нефти (по которой только 12% биржевых сделок заканчиваются товарными поставками), существование картеля выглядит вполне реальным.
Поэтому, по всей видимости, желание Юлии Тимошенко присоединиться к переговорам «Газпрома» и Туркмении не окажет никакого влияния на будущую цену среднеазиатского газа. Слишком велики ставки в этой российской игре.
Что же касается возможных двухсторонних переговоров, то они как закончились несколько лет назад, так более и не начинались.
Пока до конца не ясны и функции экс-председателя НАК «Нафтогаз Украины» Алексея Ивченко, которого СМИ настойчиво сватают послом в Ашхабад. Возможно, в Секретариате Президента считают, что Алексей Григорьевич может «разговорить» Гурбангулы Бердымухаммедова, который ныне избавляется от фаворитов своего предшественника на посту главы государства. А у г-на Ивченко, как помниться, не лучшим образом складывались отношения с покойным Сапармуратом Ниязовым. Враг же моего врага – мой друг. И наоборот. Ведь личному другу Туркменбаши Вадиму Чупруну, по сообщениям местной прессы, пришлось крайне долго ждать аудиенции в приемной Бердымухаммедова. Были проблемы и украинских компаний, которые занимались инфраструктурными проектами в этой стране.
Правда, возможное назначение Алексея Ивченко еще не говорит о том, что в украинских властей вдруг родилось желание действовать на туркменском направлении систематично. Особенно, если учесть, что за полтора года президентства Гурбангулы Бердымухаммедова в эту страну был лишь один визит украинского президента. На инаугурацию. Во время которой серьезные дела, как правило, не обсуждаются.
«Если бы полгода назад украинская делегация поехала в Туркмению – она была бы там принята позитивно. Я сам бываю в этой стране минимум раз в квартал, и вижу, как меняется отношение к Украине» — говорит глава правления Альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик.
«Должен сказать, что время еще не упущено. Просто, нет системного подхода. Украина просто ничего не делает. Например, возможно сотрудничество на базе украинских подземных хранилищ газа».
«Украина на сегодняшний практически потеряла возможность диверсификации поставок топлива за счет туркменского газа. Но еще есть способы сотрудничества. Например, мы же пустили на внутренний рынок компанию «Газпромсбыт Украина». Почему подобный вариант не предложить Туркменистану?», — в разговоре с «proUA» сказал директор энергетических программ Центра НОМОС Михаил Гончар.
Эксперты также указывают на естественное желание Туркмении избавить свою сбытовую политику от российской зависимости. Отсюда и отсутствие конкретных договоренностей Бердымухаммедова и Дмитрия Медведева во время последнего визита российского президента. И такая активность российской прессы в раскручивание темы потери европейским рынком любых иллюзий о диверсификации поставок газа за счет среднеазиатского ресурса.
Правда, кроме цены «Газпром» предлагает странам Средней Азии и ряд совместных проектов. От строительства газопровода до совместной разработки месторождений. Подобных предложений от Украины не поступало. Киев, похоже, до сих пор свое стратегическое сотрудничество видит на уровне «Газ в обмен на галоши»…