Главная » Компании » Мобильное мошенничество: абоненты телефонных компаний добровольно лишаются денег

Мобильное мошенничество: абоненты телефонных компаний добровольно лишаются денег

Современные технологии, давшие человечеству высокотехнологичные средства коммуникации, увеличили и возможности мошенников на поприще отъема денег. Например, с помощью мобильной связи.

Отправь гривни на мой счет

Совсем недавно, в 2005 — 2006 годах, украинские операторы мобильной связи ввели новую услугу — перевод денег. Абонентам разрешили пополнять счета своих друзей, родственников, знакомых нехитрым способом перечисления суммы со своего счета на счет получателя. Причем минимальный размер перевода 5 гривен, а максимальный может достигать 500 — 1 000 гривен при стоимости такой услуги 0,24 — 0,25 гривны. При этом никаких дополнительных активаций делать не нужно — отправляешь USSD-запрос или SMS-сообщение с мобильного телефона, и денежки уходят на другой счет.

Однако на практике новый маркетинговый ход мобильных операторов сыграл на руку мошенникам. Современные остапы давно шагнули в электронное пространство, научившись обирать честных граждан и через Интернет, и с помощью мобильной связи, да, впрочем, не только граждан, но и крупные компании. Правда, грабить банки — это для совсем продвинутых, а взять на вооружение мобильное мошенничество под силу даже не самым талантливым последователям незабвенного г-на Бендера.

Как же воруют деньги у абонентов мобильной связи? Никакой сложности в этом нет: на максимальное количество номеров рассылается, например, SMS такого содержания: вы выиграли автомобиль, телефон, квартиру, полцарства или просто стали победителем акции. Чтобы получить приз, нужно отправить на указанный номер SMS-сообщение. Переслав рекомендуемый набор цифр, через довольно незначительный промежуток времени обнаруживаешь, что денег на счету как не бывало. Они ушли вслед за SMS. Их даже не украли, абонент самостоятельно дал команду на отправку денег со своего счета на счет мошенника, послав злополучное SMS-сообщение.

«К сожалению, как и практически во всех других сферах жизни, в мобильной связи приходится сталкиваться со случаями мошенничества, — говорит менеджер по связям с общественностью крымского филиала ЗАО «Киевстар Дж.Эс.Эм.» Виктория Лапшина. — Наиболее распространены такие его виды: например, звонки на мобильный с предложением поучаствовать в акциях, где обязательное условие — сообщить секретный код пополнения счета со скретч-карты (при этом, сообщив код, человек рискует потерять деньги). Или объявления в Интернете или SMS, где под видом взломанного доступа к системе платежей оператора либо акции мошенники предлагают абоненту ввести на своем мобильном телефоне некий набор цифр, в результате чего он вроде бы получит денежный бонус, а на самом деле задействуется услуга «перевод средств», и абонент добровольно перечисляет деньги на счет мошенника».

Пользуются мошенники не только безграмотностью людей, но и тем, что далеко не каждый человек способен устоять перед соблазном выиграть приз, купив всего лишь одну карточку пополнения счета, или получить какой-нибудь подарок, победив в никому не известной акции. Именно неизвестной, ведь выиграть, не принимая участие в конкурсах или розыгрышах, невозможно, тем более если они не проводились. Но вера в чудо заставляет отправлять SMS — а в выигрыше остаются мошенники, пополнившие свой счет из чужого кошелька.

Преступление без наказания

Наказать мошенников за отъем мобильных денег очень непросто, признаются в телефонных компаниях. По словам ведущего эксперта по маркетингу крымского территориального управления МТС Ларисы Загорулько, перевод денег с помощью таких SMS достаточно распространен. Но как поймать за руку мошенника, если для того, чтобы снять деньги с чужого телефонного счета, необходим только телефон и активированный номер, с которого посылается SMS или USSD-запрос. Купить стартовый пакет любого оператора мобильной связи без проблем и, главное, документов можно на каждом углу. Грамотно составить USSD-запрос тоже несложно — как это сделать, мобильные операторы подробно расписывают на своих интернет-сайтах. Главное, придумать текстовку, чтобы потенциальная жертва не заподозрила подвох. Например, сообщить о выигрыше или испугать тем, что SIM-карта будет заблокирована, а чтобы это предотвратить, нужно всего лишь набрать определенную комбинацию на мобильном телефоне. Глядишь, абонент не заметит обман или понятия не имеет, что указанный набор цифр — комбинация для перевода денег с одного счета на другой. Да мало ли что можно придумать…
Рассылают SMS мошенники на максимально большое количество номеров абонентов и ждут, кто отреагирует, а получив деньги, избавляются от «засвеченного» номера и идут покупать следующий. Вся процедура «потери-приобретения» денег занимает всего несколько минут.

Максимум, чем могут помочь ограбленным абонентам в телефонной компании, это по их обращению заблокировать номер обидчика, но денег на его счету, как правило, уже нет. А еще посочувствовать и напомнить, что информация о любых проводимых мобильным оператором акциях или конкурсах подробно изложена на интернет-сайте компании, так что, прежде чем пересылать SMS, стоит поискать себя в списке победителей. «Возврат средств, которыми завладели мошенники, подпадает под ту же юридическую процедуру, что и любые другие проблемы подобного рода, — говорит Виктория Лапшина. — То есть это компетенция правоохранительных органов — разыскать мошенника, передать дело в суд, после чего принимается решение о его вине, мере пресечения и компенсации ущерба потерпевшим». Но для того чтобы механизм закрутился, в «Киевстар» советуют пострадавшим от махинаций с мобильными средствами обращаться с заявлениями в милицию и к мобильному оператору — только в этом случае, согласно договору о предоставлении услуг сотовой мобильной связи, номер можно будет заблокировать.

А еще лучше проявлять бдительность до этого — быть внимательным и относиться к своим «мобильным» деньгам так же ответственно, как к наличным. Это значит, никогда не сообщать код пополнения посторонним, тем более что, как говорят операторы мобильной связи, они никогда не проводят акции, где требовалось бы сообщить секретный код пополнения счета или задействовать услугу «перевод средств». Не нужно реагировать на заманчивые предложения из сомнительных источников, а если решили принять участие в какой-нибудь акции, то нелишне позвонить на бесплатный короткий номер телефонной службы поддержки абонентов и узнать обо всех текущих акциях.

Обман в законе

Доподлинно неизвестно, насколько полезной оказалась услуга «мобильный перевод», но то, что она открыла мошенникам новый способ обмана честных граждан, это факт. При этом, как говорят юристы, операторы мобильной связи не могут нести ответственности за такое мошенничество, поскольку в Украине разрешена продажа стартовых пакетов без каких-либо документов. Если бы анонимность абонентов была запрещена, как в других странах, можно было бы вычислить покусившегося на чужой счет абонента. Но законодатели сделали все, чтобы обман был разрешен законом. Остается держать ухо востро — пока не перевелись на земле доверчивые абоненты, мобильный обман будет продолжаться.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Доходность облигаций США упала до 0%

Инвесторам некуда вкладывать деньги! Другого объяснения для прошедшего в США аукциона по размещению трехмесячных трежерис ...