Главная » Компании » Чехам не стоит обижаться на Россию

Чехам не стоит обижаться на Россию

Нефтяная компания «Татнефть», один из ключевых российских поставщиков топлива в Чехию, сообщила, что сократила поставки в страну, так как намеревается осуществлять продажи в Турцию (для турецкой компании Tupras), потребители которой предлагают более выгодные цены.

«Просто мы столкнулись с нехваткой нефти для выполнения договоренности с Турцией. Они (Tupras) — наши давние партнеры, и условия здесь гораздо лучше», — сказал Нурислам Сюбаев, начальник управления стратегического планирования компании в интервью агентству Reuters. Однако «Татнефть» вскоре возобновит поставки нефти в Чехию в обычных объемах, добавил он.

Напомним, что почти детективная история с сокращением поставок российского черного золота в Чехию совпала с тем днем, когда в Праге чешские власти подписали договор с США о размещении радиолокационной установки американской ПРО. В течение недели Чехия по нефтепроводу «Дружба» получила почти вдвое меньше топлива. Теперь вместо предусмотренных соглашениями 500 тысяч тонн республика получит в июне менее 300 тысяч тонн.

Естественно, Прага и весь западный мир тут же поспешили заявить, что сокращение нефтяных поставок стало местью чехам со стороны России, и что Москва вновь ведет себя как энергетический шантажист. При этом чешские власти заявили, что в любом случае никаких проблем действия российских поставщиков у них не вызовут – запасов нефти в Чехии, дескать, хватит больше чем на 3 месяца, а в экстренном случае свою помощь пообещали нефтетрейдеры из Германии. Но в то же время в Праге пытались выяснить причину ограничения поставок. Мол, одно дело, если произошла какая-то техническая накладка. Другое – если проблема носит политический характер. В последнем случае можно трубить на всю Европу о коварстве российского правительства и нефтяной «дубинке». Тем более что сразу после подписания договора по ПРО МИД РФ заявил, что Россия ответит на развертывание ПРО США у своих границ «не дипломатическими, а военно-техническими методами» и вынуждена будет «принимать адекватные меры для компенсации создаваемого потенциала угроз своей национальной безопасности».

Эксперты выдвигали и другие версии происшедшего. Некоторые из них полагали, что в срывах поставок могли быть виноваты кто угодно из огромного числа посредников, начиная от «Транснефти» (системы нефтепроводов по России и странам СНГ) и «Транспетрола» (словацкого нефтеоператора) и заканчивая нефтетрейдерами, которые, собственно, и продают топливо на перерабатывающие заводы.

При этом другие эксперты возражали им, что нефть в Чехию поставляется по южной ветке трубопровода «Дружба» и магистраль проходит через несколько стран — Белоруссию, Украину, Словакию — и лишь затем достигает Чехии, и если бы снижение поставок было вызвано техническими проблемами, о них знали бы транзитные компании. Но ни один из национальных операторов не сообщал об изменении объемов прокачки. Особенно странно выглядели бы в этой ситуации позиции Словакии – дружественной для Чехии страны. Если объемы действительно упали, то Словакия могла бы подтвердить это, тем более что другого пути прихода российской нефти в Чехию, кроме как через территорию Словакии, практически не существует.

И вот наконец причины инцидента названы. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кисляк заявил, что Россия не связывает условия поставки нефти своим европейским партнерам с планами США по размещению в ряде стран элементов ПРО. В свою очередь, основной поставщик черного золота для Чехии, компания «Татнефть», объяснила ситуацию тем, что предпочла более выгодного торгового партнера – Турцию, которая, кстати, тоже является членом НАТО.

В интервью КМ.RU ситуацию прокомментировал Аждар Куртов, эксперт Российского института стратегических исследований:

— Начнем с того, что «Татнефть» уже не первый раз попадает в подобную ситуацию. Не так давно был похожий конфликт с Украиной. При этом с Чехией до сих пор все шло гладко.

Конечно, ситуация с ПРО не могла не беспокоить Россию. Кроме того, даже в самой Чехии большая часть населения отрицательно относится к установке радара, справедливо полагая, что это подставляет страну под ответный удар со стороны России.

Нашей стране не впервые выслушивать претензии, что мы решаем политические вопросы с помощью нефти. До сих пор не сгладилось напряжение с поставками топлива в Литву. Правда, там наши имеют железный аргумент, что в капитальном ремонте нуждается трубопровод.

Сейчас непросто отделить мух от котлет и четко сказать, где политика, а где экономика. Но раз Чехия демонстрирует приверженность рыночной экономике, то должна понимать, что основа рынка – это свободные отношения между продавцом и покупателем, а во главу угла ставится выгода. Диктат со стороны покупателя, что продавец обязан поставлять свой товар по удобной цене и необходимым объемам, выглядит по меньшей мере странно. Думаю, что в договоре между пражскими нефтетрейдерами и «Татнефтью» есть какие-то пункты, предусматривающие форс-мажор. Наверняка «Татнефть» не нарушила этот договор, просто предприняла допустимые в рамках договора маневры. В свою очередь, чешскому правительству надо учитывать, что у России и без Чехии нет проблем с рынками сбыта. Не нужна Праге наша нефть – пусть ищет других поставщиков. А обижаться и требовать объяснений не стоит.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.