Главная » Компании » Продукты в России продолжают дорожать, но для всех — по-разному

Продукты в России продолжают дорожать, но для всех — по-разному

Цены в России продолжают расти, но для всех — по-разному. Официальная инфляция за семь месяцев достигла 9% и уже выполнила годовой план. Чиновники теперь обещают к концу года 14%, но и это будет «средняя температура по больнице». В действительности у каждого человека инфляция своя. Чем он беднее — тем она выше. Аналитики посчитали, что за год для богатых цены вырастут примерно на 12%, а для бедных — на все 25%! Причина же в том, что Россия не научилась еще справедливо распоряжаться своим нефтегазовым богатством.

В среднем по стране у нас все хорошо. Доходы граждан растут, опережая инфляцию. Торговцы накручивают цены, но правительство уже который год ударно трудится над системой антиинфляционных мер. Меры эти тоже давно уже известны — дежурные заморозки-разморозки, укрепление рубля и антиинфляционное «таргетирование». Красивое слово, которое так любят в Центробанке, можно перевести на нормальный язык как «благие намерения». Цели (т.е. таргеты) ставим как лучше, а получается как всегда. Ну и ничего, ведь в среднем все хорошо. Одна вот только неприятность — остаются те, кто в «середину» не попал, а оказался как бы «снизу». То есть за чертой бедности.

Таких в нашей стране около 20 млн. Конечно, многим из них помогают родные. Но не всем.
Неделю назад «Известия» опубликовали дневник одинокой пенсионерки, которая живет на 3383 рубля в месяц. Реакция на него оказалась фантастической — многие из нас даже не догадывались о том, как экономят копейки бедные люди — вполне себе интеллигентные, не бомжи какие-нибудь. Но самое обидное, что инфляция бьет по ним гораздо сильнее, чем по тем, кто хорошо зарабатывает. Это подтвердили аналитики компании ФБК, исследовавшие «инфляцию для бедных».

Кому богатство, а кому новые цены

Оказывается, только за первое полугодие 2008 года минимальный набор продуктов питания подорожал на 20,6%! Исследовались цены на самые незатейливые продукты. В прошлом году наблюдалась похожая картина — цены для бедных выросли на 22,3%, тогда как в предыдущие годы эта цифра была куда меньше — около 10%.

Закономерность очевидна: инфляция для бедных начала разгоняться именно в последние два года, когда в нашей стране наступило очевидное экономическое благополучие, когда нефть подорожала, подарив нам небывалые сверхдоходы. Почему?

Проблема в том, что сверхдоходы распределяются неравномерно. В основном они не вкладываются в производство, а идут на потребление, либо в «госзаначку», т.е. в никуда. Если потребление растет, а производство — нет, то поднимаются цены. При этом торговцам выгоднее торговать тем, что подороже (там прибыль выше), а бедным достается «по остаточному принципу».

— Человек малого достатка выбирает более дешевые продукты — овощи, макароны, рис, — объяснил нам природу «инфляции для бедных» директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — И хоть официально они и дешевле, но спрос на них увеличивается, и цены растут быстрее.

Всевозможные «экстренные меры» правительства тут не помогают.

— Цены на продовольствие после процедур заморозок-разморозок растут быстрее, — считает Николаев. — Более того, рост цен начинается сразу же после введения подобных мер — производители стараются компенсировать убытки и делают соответствующие наценки.

Почему нефтедоллары нам не помогают?

Получается, что поток «нефтяных» денег в нашу страну делает бедных… еще беднее. Зачем производить качественные и недорогие товары, если полно тех, кто купит дорогие? Кому нужны пенсионеры-потребители, если максимальную прибыль можно получить, продавая за бешеные деньги сомнительные «версаче»?

Чтобы разобраться в том, откуда взялась такая несправедливость, стоит вспомнить историю. Первый наплыв «нефтяных» денег наша страна пережила в середине 1970-х. Тогда, как и сейчас, цены на нефть за пару лет выросли в четыре раза, а экспорт нефти и газа давал примерно половину доходов госбюджета, вызвав последний подъем советской экономики. Вот только распределялись деньги от нефти и газа тогда и сейчас совершенно по-разному.

Россия направляет основную часть сверхдоходов из бюджета в Стабфонд (его разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), который хранится в активах других стран. То есть нашими нефтедолларами мы финансируем в первую очередь экономику США. Некая часть сверхдоходов идет на социальные нужды (зарплаты, пенсии), ну и, естественно, что-то оседает в карманах тех, кто контролирует сырьевой бизнес. Они-то и обеспечивают спрос на яхты, «версаче» и дорогие продукты, разгоняя инфляцию.

Советский Союз тратил нефтедоллары по-другому. На науку, на бесплатное образование и медицину, на строительство дорог и промышленных «строек века». Нет, мы вовсе не хотим сказать, что это было эффективно и советская медицина была совершенна. Ошибок хватало. Но именно тогда были построены предприятия, которые сейчас составляют основу российской экономики. Тогда же была создана мощнейшая геологическая наука, открывшая те месторождения, из которых мы сейчас качаем нефть.

С той поры наши нефтяники и металлурги почти ничего не открыли. Наоборот, они в основном закрывали. Добыча нефти упала, потому что девять из десяти скважин, открытых в СССР, после перехода к рыночным механизмам были законсервированы, как невыгодные. Из-за этого коэффициент извлечения нефти снизился с 0,5 до 0,25. То есть сейчас наши нефтяники выкачивают только каждую четвертую тонну нефти, а три бросают в земле, потому что с ними возиться невыгодно.

Вот так и выходит, что пользы от нефтедолларов нам немного. Дороги и заводы строим только на словах, а бешеные деньги попадают или в «заначку» Минфина, или в руки нуворишей, которые тут же начинают их бешено тратить, загоняя бедных в еще большую нищету при помощи инфляции. А владельцы торговых сетей тем временем прыгают все выше в рейтинге самых богатых россиян, не забывая при этом жаловаться на убытки от торговли «социальными» продуктами.

Выход из всего этого можно сделать только один: государству стоит более разумно распоряжаться своими сверхдоходами. Не консервировать их и не раздавать направо и налево, а развивать промышленность и науку, бороться с бедностью, создавая рабочие места. Провести нормальную пенсионную реформу, чтобы не было стыдно перед стариками. Ведь гордиться собой мы уже умеем, а вот заботе о тех, кому плохо, нам еще только предстоит научиться.

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС

Инфляция для бедных в России составит 25%. Как бороться с ростом цен?

47% Надо слезать с нефтяной иглы и развивать производство

5% Ввести госконтроль за ценами

29% Деньги надо не тратить, а вкладывать в науку и технологии будущего

19% Перераспределить сверхдоходы богатых в пользу бедных

В опросе приняли участие 3393 человека.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.