В Праге ожидают «технических проблем» с поставками российского газа после того, как «Татнефть» примерно наполовину снизила прокачку нефти по нефтепроводу «Дружба». Чиновники и нефтяники в России хором заверяют, что сокращение поставок вызвано исключительно «коммерческими причинами». Однако Евросоюз, блок НАТО и правительство Чехии почти уверены в том, что налицо новый факт использования «энергетической дубины». Но, словно желая опровергнуть эти подозрения, премьер Владимир Путин поручил немедленно восстановить прокачку нефти в восточноевропейскую страну в полном объеме.
Две недели назад Чехия подписала с США документ, в котором дается согласие на строительство на ее территории радара, который станет частью американской системы ПРО. Вашингтон считает, что, что комплекс для обнаружения и перехвата ракет в Восточной Европе необходим для защиты от ракетных программ Ирана и Северной Кореи, но в Москве придерживаются другого мнения, опасаясь, что противоракетные установки могут быть использованы для пуска ракет. Сразу после подписания договора о радаре у Чехии начались неприятности – нефтеперерабатываюдие заводы обнаружили, что поставки сырья по трубопроводу «Дружба» были сокращены почти вдвое. В Праге подсчитали, что если перебои будут продолжаться до конца июля, то чешские НПЗ недополучат 200 тысяч тонн нефти из ежемесячных 500 тысяч, которые прокачиваются в эту страну.
Чешский Unipetrol, крупнейший игрок на местном рынке переработки, получил письмо с информацией о том, что снижение поставок носит «технический характер». Unipetrol вынужден был обратиться к нефтяному резерву страны, а также начать поиски альтернативных поставщиков. Участники рынка вспоминают, что подобные перебои уже происходили раньше, как правило – в летние месяцы, но кризиса они не вызывали. Тем не менее, в Праге сразу заговорили о том, что налицо очередной факт использования «энергетической дубины». В пользу этой гипотезы говорит то, что коснувшиеся Чехии «технические проблемы» не отразились ни на одной из стран, получающих нефть по «Дружбе» — а это еще Белоруссия, Польша, Украина, Германия, Словакия и Венгрия. И сейчас в Праге больше всего хотят доподлинно знать, почему это произошло именно с Чехией, и если снижение поставки мотивированно политически — не повторится ли все это в части поставок газа? Именно к этому сейчас морально готовятся чешские чиновники и энергетики.
«Противоракетную» подоплеку событий в России яростно отрицают. По нефтепроводу «Дружба» прокачивается сырье «Татнефти» и «Башнефти», и в татарстанской компании утверждают, что причины кроются в дефиците сырья и в необходимости перераспределить экспортные объемы. Общеизвестно, что впервые за многие годы в первом полугодии 2008 года добыча нефти в России хоть незначительно (на 0,3%), но снизилась. По солидарному мнению экспертов, недостаток нефти вызван «инвестиционной паузой» и перекосом в налогообложении нефтяных компаний, и если именно по этой причине Россия срывает свои обязательства по экспортным контрактам, то это еще хуже использования «энергетического оружия», как средства ведения политического диалога. Потому что для России приобрести среди европейских потребителей устойчивую репутацию ненадежного экспортера с падающей добычей — очень легко, а вот изменить ее потом – трудно.
Именно поэтому премьер Владимир Путин велел отвечающему за энергетику вице-премьеру Игорю Сечину «отнестись внимательно к этому и поработать со всеми партнерами, чтобы сбоев не было». Впрочем, он оговорился, что российские нефтяники здесь вообще ни при чем. Вероятно, Путин прекрасно знает то, о чем заявил Сечин – Прага много лет уже не может подписать соглашение об условиях прокачки российской нефти. А в результате нет механизма контроля за поставками, говорит вице-премьер.
«Татнефть» и участники рынка говорят, что июльский дефицит будет компенсирован в августе и не отразится на общих объемах поставок за квартал и год. В частности, нефть будет отгружена морским путем, и дефицита нефтепродуктов на чешском рынке не возникнет – об этом позаботится уже Unipetrol. А трубопроводная монополия «Транснефть» заверяет, что из-за увеличения спроса на нефтепродукты на внутрироссийском рынке нефть переориентирована на отечественные НПЗ, что вызвало сокращение экспорта. «Татнефть» на днях предложила другое объяснение – у компании не хватило сырья для обеспечения НПЗ в Турции, поэтому пришлось срочно «снять» часть нефти с западного направления и перекинуть его на южное.
Каждое по отдельности из этих объяснений и даже все они вместе выглядят логичными. Но ни одно из них не укрепляет репутацию России, как надежного поставщика энергоресурсов в Евросоюз, который больше всего озабочен стабильностью экспорта и не хочет, чтобы входящие в него страны страдали от перебоев, какими бы причинами они не были обусловлены. Европа не удовлетворена тем, что не выполняются обязательства, будь то причины «коммерческими», «техническими», политическими или связанными с отсутствием межправительственного соглашения, и явно будет требовать от России гарантий того, что впредь таких перебоев не будет, даже если речь идет о недостающих десятках или сотнях тысячах тонн.