Завершение вступительных экзаменов в вузы совпало с милицейской кампанией по борьбе с взяточниками в приемных комиссиях. В Перми для этой цели даже установили специальный телефон доверия. Право на образование – не единственная привилегия, которая сегодня продается и покупается. По мнению экспертов, в стране сложился своеобразный рынок прав, где продаются освобождения от службы, привилегии на дорогах, а также возможность не сидеть в тюрьме за совершенное преступление.
Сейчас во всей стране завершаются вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Однако готовились к ним не только абитуриенты, но и борцы с коррупцией. Так, в конце минувшей недели наказать взяточников из приемных комиссий местных вузов пообещало милицейское руководство в Амурской области. «Мы следим за ними, и область узнает своих героев где-то в октябре», – заявил начальник УВД по Амурской области Юрий Фокин. В Перми уже месяц работает «телефон доверия» для сообщений о коррупции в вузах, а в Новосибирске в минувшую среду к правоохранителям с жалобой на нечистых на руку экзаменаторов обратилось само руководство Новосибирского государственного медицинского университета. Хотя российская Конституция дает право каждому «на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование», в правоохранительных органах признают, что зачастую никаким конкурсом при поступлении в вуз не пахнет.
Право на получение образования – не единственное, которое сегодня в России можно приобрести за деньги. Как рассказал «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский, в России сложился «неформальный рынок», где люди, «чтобы не тратить свои временные, трудовые и интеллектуальные ресурсы», могут приобрести те или иные права, а также «откупиться от любой обязанности и ответственности». Причем, как на всяком рынке, «товары» здесь подразделяются на категории. Для богатых есть набор услуг подороже, для бедных – подешевле.
Например, человек с доходом чуть выше прожиточного минимума может купить на этом «рынке», скажем, право проживать в столице. Хотя Конституция и без того позволяет каждому человеку свободно передвигаться по стране и «выбирать место пребывания и жительства», все знают, что без пресловутой регистрации в Москве никаких прав приезжий не имеет и даже может быть в любой момент оштрафован.
Необходимый документ продают по цене от 700 до 1500 рублей. Найти продавцов труда не составит – рекламы такого рода услуг полно в Интернете. Регистрацию оформят за два дня. При этом человеку не придется стоять в длинных очередях и собирать кучу необходимых бумаг. Нужно только отдать курьеру 2 фотографии 3х4 и ксерокопию паспорта. В «ассортименте» у торговцев также имеется право работать в столице. Разрешения на работу чаще всего изготовляют те же конторы, правда, это будет стоить дороже – от шести тыс. рублей. Если же человек хочет работать, скажем, в продуктовых магазинах или ресторанах, ему нужно просто добавить еще полторы тысячи рублей и приобрести медицинскую книжку, избавив себя от походов в поликлинику и сэкономив немало времени. «И везде так. Даже если человек захочет получить план БТИ, он может это сделать легально, отстояв все очереди и потратив кучу времени и нервов. Но, как правило, рядом с БТИ всегда находится другая коммерческая структура, которая сделает все то же самое, но быстрее. Правда, за 100 – 200 долларов», – рассказал «НИ» политолог Дмитрий Орешкин.
Люди более состоятельные – так называемый «средний класс» – могут позволить некую «роскошь». По словам Дмитрия Орешкина, покупая новую машину, они просто накидывают дополнительные 300 долларов и получают право тут же зарегистрировать ее в ГАИ. Так же, «не напрягаясь», не имеющие абсолютно никаких навыков вождения граждане, не тратя времени на обучение и не сдавая экзаменов, могут приобрести право на управление транспортным средством. Стоимость водительских прав варьируется от 300 до 700 долларов в зависимости от региона. Самая распространенная схема выдачи прав – через инструкторов автошкол, у которых есть «свой» экзаменатор в ГИБДД, который и «помогает» будущему водителю выполнить все необходимые упражнения на площадке или в городе. Что касается сдачи теоретического экзамена, то для «платных» экзаменующихся, по информации «НИ», во многих отделениях ГАИ предусмотрен специальный компьютер. На какую кнопку не нажми, он зафиксирует верный результат ответа.
Эти же люди, по словам Никиты Кричевского, охотно покупают и право на получение высшего образования, и право на качественное медицинское обслуживание. «Они не хотят тратить время и силы, чтобы протестовать против государства, которое не может предоставить бесплатно эти элементарные услуги. Гораздо проще отдать деньги», – объясняет эксперт. В свою очередь, Дмитрий Орешкин заявляет, что протестовать сейчас просто невозможно. «Обычно протест осуществляется на выборах, но сегодня их итоги формирует чиновничье-бюрократический аппарат, поэтому людям некуда деваться. Приходится за все платить», – резюмирует политолог.
Обеспеченные граждане также могут купить для своих детей право не ходить в армию. Услуга «освобождение в связи с состоянием здоровья» обойдется им примерно в 30 – 100 тыс. рублей. «После использования наших методов у вас не возникнет проблем с получением водительских прав и загранпаспорта, поступлением в образовательные учреждения, устройством на работу», – обещают в рекламе продавцы такого права. Впрочем, как рассказал Никита Кричевский, «существуют и легальные способы не ходить в армию», например, выполнять социально значимые функции – ухаживать за престарелыми родственниками или работать определенное время на низовых должностях в медицине. «Но сегодня люди, имеющие деньги, предпочитают от этой обязанности откупиться».
Однако это еще не предел. По словам экспертов, если у человека появляется еще больше денег, он может купить не только освобождение от каких то обязанностей, но и право не соблюдать законодательство. Например, Дмитрий Орешкин говорит, что состоятельный человек легко может купить себе привилегию нарушать Правила дорожного движения, поставив на автомобиль спецномер. В нормальном обществе, чтобы иметь такую возможность, необходимо сначала добиться определенных прерогатив, продвигаясь по служебной государственной лестнице, поясняет экономист Кричевский: «Это потом и дает возможность обвешаться спецномерами, мигалками и ездить хоть по встречной полосе. Но сегодня людям гораздо проще купить себе эти разрешения, чем затрачивать свои интеллектуальные ресурсы для продвижения по госслужбе».
Объявления о продаже спецномеров и мигалок в Интернете не размещают. Их продают через знакомых и проверенных людей. По некоторым данным, цена таких привилегий начинается с 20 тыс. долларов. Кстати, два года назад в Москве была задержана банда мошенников, которые торговали не только милицейскими и федеральными номерами, а также удостоверениями на имя помощников депутатов и советников министров. «Набор чиновника» со спецпропуском в Кремль у них можно было купить за 200 тысяч долларов. Корочки депутатских помощников продавали за 3–6 тыс. долларов, в зависимости от уровня депутата. Покупая их, человек приобретал право беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие организации. Но вершина, по словам Никиты Кричевского, это право «освобождения от уголовного преследования», когда совершившие преступления избегают уголовной ответственности, добиваясь закрытия дела или осуждения по нему других лиц, которым также зачастую заплачено.
Правозащитники называют куплю-продажу прав «средневековой практикой». Аналитик движения «За права человека» Евгений Ихлов рассказал «НИ», что «в условиях феодальных социальных отношений» люди, поднявшись до определенного уровня, естественно, начинают покупать всевозможные доступные привилегии. Законными же способами добиться каких-то прав пытаются только самые бедные слои населения. «Им, во-первых, нечего терять, а во-вторых, они просто еще не смогли попасть в феодалы. У них нет возможности и ресурсов вести себя по-другому», – считает г-н Ихлов.
Директор Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл» Елена Панфилова рассказала «НИ», что покупку прав граждане сегодня воспринимают как само собой разумеющееся. «Человек думает: зачем я буду стоять в очереди за загранпаспортом, а потом еще и ждать его три месяца, если это же можно сделать через знакомых чиновников или других лиц за умеренную плату и гораздо быстрее. Людям так жить комфортнее», – говорит г-жа Панфилова. По ее словам, всему виной – высокие бюрократические барьеры. А вот если административные процедуры упростить, сделать понятными, то граждане покупать права у чиновников перестанут.
Однако политолог Дмитрий Орешкин уверен, что «люди давно поняли, что государственный аппарат – лишь форма съема с них дополнительной административной ренты». С ним согласен и Никита Кричевский, заявляющий, что государство не стремится искоренить неформальный рынок, на котором торгуют социальными правами, а подчиняет его себе. «Ведь кто контролирует теневой рынок неуплаты налогов – правоохранители. Кто занимается незаконной выдачей водительских прав – сотрудники ГАИ. И куда ни ткни – все упирается в госслужащих. Иметь такой рынок им выгодно – это большие деньги», – заключил эксперт.
Объем теневого рынка прав эксперты назвать затруднились, сообщив лишь, что речь идет о нескольких сотнях миллиардов рублей в год. Председатель фонда политических исследований «Индем» Георгий Сатаров говорит «НИ», что на первом месте стоят выплаты за поступление в вузы. Следом идут расходы на откуп от армии и всевозможные платежи ГАИ. И даже оформление различных социальных выплат ежегодно обходится россиянам как минимум в три миллиарда рублей.