Минэкономразвития (МЭР) РФ предложило полностью запретить использование иностранного проприетарного (лицензионного) программного обеспечения (ПО) и оборудования в информационных системах государственных и муниципальных заказчиков РФ. Об этом свидетельствуют материалы министерства, представленные на рассмотрение на заседании подгруппы «Интернет + Суверенитет» рабочей группы по исполнению поручений президента РФ Владимира Путина по итогам форума «Интернет экономика».
«В рамках рабочей подгруппы обсуждается установление запрета на использование иностранного ПО и оборудования в информационных системах государственных и муниципальных заказчиков (поэтапно) за исключением Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в информационных системах по 223-ФЗ («О закупках» — прим. ред.)», — заявили ТАСС в пресс- службе министерства, подчеркнув, что итоговая позиция участников по этому предложению пока не сформирована.
Согласно материалам Минэкономразвития, имеющимся в распоряжении ТАСС, для установления такого запрета необходимо введение понятия «корпоративная информационная система» для госзаказчиков, а также специального описания объектов закупок. При этом требуются единые критерии по определению ПО и оборудования, происходящих из ЕАЭС.
Субподрядчики также должны будут отказаться от использования иностранных решений, считают в министерстве.
МЭР предложило создать комиссию по аудиту существующих информационных систем российских ведомств. Кроме того, по мнению Минэкономразвития, запретить применение иностранного ПО и оборудования при закупках для нужд обороны и безопасности государства можно было бы уже в мае-июне 2016 года.
Мнение экспертов
«Было озвучено предложение Минэкономразвития, в результате дискуссии мы пришли к мнению, что можно вводить такой запрет, но делать его поэтапным, с указанием конкретных сроков для госзаказчиков, причем сроков не близких, например 2020 г. С тем, чтобы они могли подготовить информационные системы свои к использованию отечественного ПО и оборудования, и чтобы российский рынок за 4-5 лет подготовился и создал все необходимые продукты, — заявил ТАСС президент Фонда информационной демократии, руководитель подгруппы «Интернет + Суверенитет» Илья Массух. — В противном случае мы поставим заказчиков перед неразрешимой дилеммой, либо нарушать закон, либо терять функции исполнения, которые завязаны на этих информсистемах.» Он добавил, что обсуждение этого вопроса продолжится.
Массух подчеркнул, что, в том числе, обсуждалась необходимость учесть то, что такой запрет не будет касаться программных продуктов из стран ЕАЭС.
Председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аппалонова рассказала ТАСС, что на заседании, в частности, обсуждался китайский опыт запрета госзакупок на ряд иностранных IT-продуктов.
Предпосылки введения запрета
Президент РФ Владимир Путин 29 января 2016 года поручил Минэкономразвития, Минкомсвязи и Минпромторгу совместно с Институтом развития интернета (ИРИ) в срок до 1 июня представить предложения по внесению изменений в законодательство, обеспечивающие приоритет российскому ПО и оборудованию при осуществлении закупок. Для исполнения этого поручения была создана подгруппа «Интернет + Суверенитет».
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ноябре 2015 года подписал постановление, которое предлагает более мягкий вариант в отношении закупок зарубежного ПО. Согласно документу, с 1 января 2016 г. госорганы должны закупать софт из спецреестра российского ПО, если не докажут, что аналогов необходимого им иностранного софта у отечественных разработчиков нет. По оценке Минкомсвязи, объем только федерального госзаказа на информационные технологии в настоящее время составляет в год около 80 млрд руб. (включая услуги связи и некоторые другие составляющие), объем регионального и муниципального заказов примерно такой же.
В настоящее время, по данным Минкомсвязи, объем ежегодных лицензионных отчислений зарубежным производителям ПО составляет около 285 млрд руб. (45% от общего объема российского ПО), при этом 30% таких отчислений приходится на госсектор. По мнению министерства, зависимость РФ от зарубежных разработчиков программного обеспечения в течение 5-7 лет снизится на 30-50%.