Главная » Компании » Белоруссия: как заработать на географии?

Белоруссия: как заработать на географии?

Для превращения Белоруссии в логистический центр есть все предпосылки. В первую очередь — это общее увеличение грузопотоков из соседних стран. Благодаря грамотно выстроенной транспортно-логистической инфраструктуре республика сможет стать привлекательной для транзита грузов.

Безусловно, переориентировать товаропоток и изменить уже существующие схемы будет непросто. Программа действий Белоруссии в этом направлении изложена в Концепции формирования транспортно-логистической системы, вступившей в силу с 1 января 2008 года. Кроме того, существует специальная республиканская комиссия во главе с заместителем премьер-министра Андреем Кобяковым, которая должна выступить посредником между заинтересованными министерствами и ведомствами, а также продумать и разработать необходимую законодательную базу.

По мнению специалистов, государству не следует стремиться заполучить контрольные пакеты (50% + 1 акция) в транспортно-логистических компаниях. В то же время, как показывает опыт ряда стран, участие государства в этом грандиозном проекте будет очень кстати. В частности, в Италии организация работы возложена на государственные институты, являющиеся собственниками инфраструктуры, а арендаторами выступают конкретные бизнес-структуры, которые зарабатывают на перевозке грузов. В России же логистические узлы принадлежат в основном частным компаниям.

Чтобы переориентировать евразийские товаропотоки и обойти конкурентов (в первую очередь — Украину), необходимо создать соответствующую законодательную базу. Прежде всего, по мнению представителей министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии, следует принять закон о концессии. Дело в том, что государственных средств хватает только на содержание автомобильных дорог и на расширение подъездов к столице. Строительство новых дорог бюджет Белоруссии не потянет. Специалисты Минтранса также предлагают поработать над упрощением и унификацией транспортного и таможенного законодательства.

Белоруссии придется решать и вопрос с оформлением процедуры международного транзита грузов по железной дороге (при перевозке в рамках ЕврАзЭС). Здесь необходимо применять единую транспортную накладную, а также продумать ряд других нюансов, которые поспособствуют свободному грузопередвижению. Например, чтобы избежать простоев на пропускных пунктах, министерству транспорта республики не мешало бы заключить соглашение о предварительном информировании о грузах с соответствующими органами ЕС.

Освоение и применение на практике современных логистических методов и оптимизация транспортно-коммуникационных схем позволят свести к минимуму транспортные расходы, что, в свою очередь, скажется на цене товаров. Но для этого необходимо подготовить грамотных специалистов в сфере логистики. И, конечно, следует продумать привлекательные для грузовладельцев и экспедиторских фирм предложения.

Для успешной интеграции в общеевропейскую транспортную сеть Белоруссии придется также придется модернизировать автотранспортный парк. На сегодняшний день в Европе действует стандарт для транспорта «Евро-3» (а в некоторых странах — уже «Евро-5»). Белорусские же автоперевозчики ездят на старых машинах и постепенно вытесняются с рынка.

Эксперты считают, что Белоруссии не стоит гнаться за количеством – достаточно иметь 5-6 крупных логистических центров. По подсчетам экономистов, на строительство и развитие одного такого транспортно-логистического узла потребуется $350-400 млн. Предполагается, что финансирование будет осуществляться не из бюджета республики, а за счет привлечения средств частных инвесторов, выбирать которых будут по результатам тендера. Реализацией подобных проектов на территории Белоруссии уже заинтересовались инвесторы из США, России и Бельгии, у которых есть богатый опыт создания и управления подобными транспортно-логистическими системами.

Согласно концепции и программе развития белорусской транспортно-логистической системы, логистические центры предполагается построить в Минской (в районе Национального аэропорта «Минск»), Витебской и Брестской областях. Расходы по строительству такого центра в свободной экономической зоне «Минск» уже взял на себя резидент СЭЗ ИООО «Логистический центр «Прилесье», учредителями которого являются иранская инженерно-строительная компания и один из кипрских инвесторов.

Однако необходимо не только создавать крупные логистические центры, но и развивать региональные складские комплексы. Оптимизация транспортно-логистических схем позволит сократить конечную стоимость товаров на 25-30%. В настоящий момент 40-60% цены приходятся на транспортные издержки и логистические процедуры, связанные с доставкой товара потребителю (15-30% приходится на материалы, 10% – на зарплату, еще часть — на администрирование и сопровождение).

При всей масштабности проблем, которые предстоит решить Белоруссии на пути интеграции в евразийскую транспортно-логистическую систему, у республики есть одно стратегическое преимущество – выгодное географическое положение. Последовательность в принятии решений и игра по мировым правилам позволят Белоруссии стать серьезным коммуникационным центром евроазиатского масштаба, приносящим немалую прибыль.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.