Чиновники изо всех сил пытаются успокоить бурю, вызванную на фондовом рынке двумя жесткими заявлениями премьер-министра Владимира Путина касательно холдинга «Мечел» и всей металлургической отрасли. «Мечел» не повторит судьбу «ЮКОСа», пообещал первый вице-премьер Игорь Шувалов, и, после обвального падения накануне, котировки акций опальной компании на РТС пошли вверх, поднявшись одним рывком на 18,2%. Впрочем, эксперты считают, что судьба компании, а возможно и металлургической отрасли сейчас находится в руках следственного комитета Генпрокуратуры РФ.
Впервые премьерский гнев, напомним, обрушился на «Мечел» в минувший четверг, на совещании в Нижнем Новгороде. Владимир Путин обвинил компанию в том, что она продает уголь на внутреннем рынке вдвое дороже, чем за рубеж, из-за чего государство недополучает налогов, а цены на сталь в стране резко выросли. После чего глава правительства потребовал от Следственного комитета прокуратуры РФ заняться этими фактами.
Еще за неделю до рокового совещания Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила против «Мечела» дело за использование доминирующего положения на рынке с целью завышения цен. Однако максимум, что грозило компании — штраф в размере 2% от совокупной выручки. В масштабах «Мечела», прибыль которой на этот год оценивается в $2,5-3,5 млрд, эти претензии не столь существенны. Куда больший урон принесла компании жесткая критика главы кабинета — капитализация металлургического концерна в момент упала на треть — с $15 млрд до $10 млрд. Впрочем, досталось не только «Мечелу» — на гневную речь российского премьера сразу откликнулись мировые биржи, в итоге весь российский фондовый рынок «просел» примерно на 5%.
В понедельник ситуацию пытался исправить помощник президента Аркадий Дворкович. Задача перед чиновником стояла не из легких — не ставя под сомнение справедливость слов премьер-министра, убедить инвесторов не опасаться за судьбу своих капиталов. «Мы должны максимально аккуратно относиться к публичным компаниям, которые работают на рынке, — заявил г-н Дворкович. — Публичные компании должны поддерживаться российским государством, они — двигатели экономического роста». Затем за «Мечел» заступился глава ФАС Игорь Артемьев, дав понять, что компания вовсе не является единственным виновником роста цен на сталь.
Но миротворческие усилия Артемьева и Дворковича пошли прахом — спустя час после их выступления Владимир Путин на заседании правительства обрушил на металлургов вторую порцию критики. «Одна из компаний продает свою продукцию на внешний рынок в несколько раз дешевле, чем внутренние цены, — заявил российский премьер. — При внутренней цене 4100 руб. продают за границу себе же самим, собственным оффшорным компаниям, в данном случае в Швейцарию, по цене 1100 руб.». Реакция рынка последовала незамедлительно, капитализация самого «Мечела» упала уже до $6,5 млрд, нерезиденты бросились продавать акции российских компаний, в результате на момент закрытия индекс РТС «просел» на 1,2%.
Теперь эксперты ломают головы, станут ли слова Владимира Путина прологом к атаке только на «Мечел», или правительство решило заняться всей металлургической отраслью, а претензии к компании, действительно, — лишь часть плана по борьбе с трансфертными ценами и неуплатой налогов металлургами.
Ведь не секрет, что болезненную реакцию рынка вызвали не столько сами обвинения, сколько тот факт, что они прозвучали из уст премьера, а тон премьерского обращения невольно вызвал опасение, не повторит ли металлургический гигант судьбу «ЮКОСа».
Если дела обстоят именно так, это может означать, что власть задумала создать подконтрольный государству или лояльным бизнесменам металлургический концерн мирового масштаба. Вспомнилась и просчитываемая Центром развития возможность компенсации бюджетных потерь от снижения налогового бремени на нефтяную отрасль за счет повышения налогов на металлургов.
Подчиненные Владимира Путина уверяют, что это не так, и судьба ЮКОСа «Мечелу» не грозит. Судя по росту котировок компании, рынок готов в это поверить. Однако так это или нет, станет ясно после того, как Следственный комитет при прокуратуре РФ обнародует результат изучения деятельности «Мечела» «на предмет наличия или отсутствия уголовно наказуемого деяния».