Десятки эстонских бизнесменов в последнее время начали резко сокращать акционерный капитал принадлежащих им фирм, изымая из них сотни миллионов крон. Вероятно, одной из основных причин такого поведения является желание обезопасить свой бизнес с тем, чтобы в случае непредвиденных событий быстро вывести свои капиталы из республики. Причем «собирающие нажитый скарб» фирмы занимаются самым разным бизнесом, начиная от транзита и оптовой торговли и заканчивая развитием недвижимости и торговлей автомобилями.
Тревожит бизнесменов и тот факт, что с 1 января в Эстонии вступает в силу закон, согласно которому изымаемые из предприятия при сокращении акционерного капитала средства начинают облагаться налогами, в то время как раньше налогообложению подлежали только деньги, которые владельцы забирали из фирмы в качестве дивидендов. Не исключено, что именно новый налог и подтолкнул бизнесменов к тому, чтобы на всякий случай заранее выбрать из предприятий находящиеся там активы. «Кто-то опасается будущего банкротства и не хочет оставлять лишних денег кредиторам, кто-то не видит перспектив для своего нынешнего бизнеса — как, например, транзит. Кто-то просто следует моде», — описал возможные причины того, что капитал фирм сокращается с сотен миллионов до сотен тысяч крон, эксперт Фонда развития Эстонии Хейдо Витсура.
Профессор же экономики высшей школ Mainor Петр Верницкий склонен оценивать ситуацию более конкретно: по его мнению, одной из основных причин происходящего является неуверенность предпринимателей в завтрашнем дне. «Многие выводят из предприятий, а затем и из страны свои деньги просто потому, что не верят в стабильное будущее, — утверждает он. — Здесь имеется в виду и общая ситуация в экономике, и непредсказуемость наших властей: если они сумели за одну апрельскую ночь загубить одну из самых сильных отраслей — транзит, то где гарантия, что нас не ожидает еще какой-нибудь сюрприз подобного рода?» Еще один профессор экономики, но уже Тартуского университета Янно Рейльян и вовсе уверен в том, что в Эстонии становится некуда инвестировать, потому что экономика не развивается, а «топчется на месте, если не откатывается назад». А в этих условиях выгоднее вкладывать деньги в более перспективные рынки.
Правда, неделю назад среди эстонских бизнесменов наделало много шума сообщение финского агентства YLE Uutiset о том, что уже через два года ожидается прибытие в Таллиннский порт первых китайских судов с контейнерами, которые могли бы возродить эстонский транзит, почти потерявший российское направление после «бронзовой ночи» 2007 года. Однако спустя некоторое время стало ясно, что пока это лишь мечты. Как сообщила директор порта по маркетингу Хелен Хинно, через два года в Мууга действительно будет построен контейнерный терминал. Однако до сих пор неизвестно, какие именно грузы он будет принимать. Она пояснила, что с портом Нинбо был подписан лишь протокол о намерениях, который не возлагает ни на одну из сторон конкретных обязательств.
Впрочем, даже если Таллиннскому порту удастся найти надежного партнера в Китае, это не означает автоматической реанимации эстонского транзита, замечает Delfi.ee. По крайней мере, некоторые специалисты считают, что и в данном случае без России не обойтись. Так, академик Михаил Бронштейн уверен, что для успешной реализации проекта с китайскими контейнерами в любом случае необходимо наличие трехстороннего договора с участием Эстонии, Китая и России. По его данным, Латвия уже заключила такой договор, причем это реальный документ, а не протокол о намерениях. Похожего мнения придерживается и руководитель Северного порта Палдиски Роберт Антропов, по мнению которого, из-за своего географического положения Эстония не имеет шансов развивать транзит «в обход» России.