После прихода на пост президента РФ Дмитрия Медведева российская властная элита заметно постарела. В госструктурах по-прежнему остается много силовиков, но резко сократилось количество выходцев из советской номенклатуры. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый Регион», свидетельствуют результаты специального исследования Центра изучения элиты Института социологии РАН, который был представлен сегодня в Москве.
Любопытные данные исследования российской властной элиты представила руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН, доктор социологических наук, почетный профессор Глазго-университета Ольга Крыштановская. Она сообщила, что костяк управленческой элиты в федеральных органах власти можно назвать командой премьер-министра Владимира Путина, формирование которой закончилось в 2003 году. По словам эксперта, именно в этом году 80% нынешних высокопоставленных чиновников пришли на свои должности. Процесс передачи власти от бывшего президента нынешнему практически не затронул российский парламент, зато в составе правительства и администрации президента произошли изменения, часть из которых можно назвать существенными.
«Состав федеральной бюрократии пока изменился на 19%», – сообщила Ольга Крыштановская. По ее словам, наибольшие изменения произошли в правительстве, однако процесс носил циркуляционный характер. Дмитрий Медведев забрал с собой в администрацию президента часть людей из правительства – таких – 85,7% чиновников, а Владимир Путин взял с собой из Кремля в кабинет министров 25%. «Отсюда можно сделать вывод, что у Путина есть другие источники для формирования команды, а у Медведева ресурс ограничен. Ему трудно найти кадры соответствующего уровня даже в своем близком окружении», – констатировала эксперт.
Крыштановская сообщила, что в ходе исследования была предпринята попытка составить команду Дмитрия Медведева из тех людей, с которыми он учился и работал. «К такому близкому окружению можно отнести 55 человек – они переехали в Москву практически одновременно в 2005 году. Из того можно сделать вывод, что примерно в это время было принято решение о назначении преемника, когда Медведев был назначен на пост первого вице-премьера правительства РФ», – отметила эксперт и при этом добавила, что большинство из «людей Медведева» так и не получили высоких постов во власти.
«Эти люди в основном концентрируются в судебной и правоохранительной системе, но не на самых высоких должностях. Среди них 60% – профессиональные юристы. Людей из силовых ведомств мало – всего 2 человека. Но получается такая картина, что, может быть, Медведев и хотел бы привести с собой в Кремль старых друзей, но считает их не достаточно подготовленными», – высказала версию Крыштановская.
Комментируя особенности нынешней властной элиты, эксперт обратила внимание на такую любопытную деталь: при достаточно молодом Медведеве повысился средний возраст правящей элиты. «Хотя Медведев относится к поколению 40-летних и его друзья и коллеги его поколения, но пока его опора – люди старше 50 лет», – сообщила она и добавила, что такая расстановка сил типична для властных структур во всех странах, где средний возраст чиновников составляет 52-54 года. Для сравнения: в СССР средний возраст правящей элиты достигал 69 лет.
В то же время Ольга Крыштановская отметила, что самая молодая элита в России была при первом президенте РФ Борисе Ельцине. «С тех пор элита постоянно стареет. Это говорит о том, что кадровая революция произошла в 1990-е годы. Не даром Дмитрий Медведев говорил о том, что существует проблема молодых кадров», – сообщила она и добавила, что после переезда Дмитрия Медведева в Кремль количество чиновников младше 40 лет сократилось в администрации президента с 12% до 7%.
Касаясь темы землячества во властной элите, эксперт отметила, что традиция приглашения руководителями государства своих близких друзей во власть в РФ была очень распространена с советских времен, и продолжилась в современной России. Ольга Крыштановская, в частности, привела пример с Борисом Ельциным. Во время его правления в госструктурах работали от общего числа чиновников 13% его земляков.
При Владимире Путине был достигнут самый высокий показатель с послевоенного периода, когда властную элиту на 21% составили земляки бывшего президента. Сейчас питерцев во власти почти 30%.
Еще одна примечательная особенность российской правящей элиты – обязательное наличие высшего образование. Сегодня правительство и администрация президента на 100% состоит из людей, получивших диплом вуза. Такой показатель впервые был достигнут при Путине.
В отличие от советских времен, когда у власти находились люди в основном с техническим образованием, сейчас произошел перелом в сторону «гуманитариев», к числу которых Ольга Крыштановская отнесла в том числе юристов и экономистов.
Между тем Ольга Крыштановская отметила, что в настоящее время в правящей элите произошло резкое сокращение выходцев из советской номенклатуры. При Ельцине почти 50% чиновников высшего ранга были представителями именно бывшей партийной элитой. За два года правления Путина их осталось 38%, к 2007 году – 34%. При Медведеве произошло резкое падение этого показателя до 16,34%. По словам эксперта, это свидетельствует не только о естественной убыли бывших советских чиновников, но и о переориентации системы подготовки кадров, которая сейчас еще остается несовершенной.
Вместе с тем Ольга Крыштановская подтвердила заявления многих политиков и экспертов, что в России у власти стоят в основном выходцы из силовых структур. По ее словам, к 2007 году когорта «людей в погонах» в государственных структурах достигла максимума – больше 66%.
В настоящее время, судя по данным исследования, в администрации президента Медведева количество силовиков сократилось почти на 4%, а в правительстве Путина их число увеличилось. «Это говорит о том, что Путин является центром команды, а Медведев ориентирован на другие группы бюрократии, и его связи с силовиками не настолько существенные, хотя он работал к команде путина и имеет связи среди силовиков», – констатировала эксперт.
Ольга Крыштановская обратила внимание, что показатель роста числа силовиков во власти уступал динамике прихода в госстурктуры людей из бизнеса. Если в 1993 году правящую элиту только 1,6% составляли выходцы из бизнеса, то в 2007 году это число достигло – 40%, а в настоящее время отмечается некоторое снижение до 24%.
«Это было бы не полной картиной, если бы мы не сказали, что теперь власть идет в бизнес гигантскими шагами. Мы проводили исследование советов директоров компаний с государственным участием – в основном они представлены такими отраслями, как нефть и газ, транспорт и инфраструктура, военно-промышленный комплекс. В составе советов директоров этих компаний всего 6% не являются чиновниками, а 96% – чиновники, в том числе, 27% силовики», – сообщила эксперт.
В то же время она отметила, что наиболее разветвленными структурами, на которые обратила внимание власть, являются «Газпром» и «Рособоронэкспорт».
Ольга Крыштановская при этом напомнила, что в свое время гремело имя Игоря Сечина, который возглавил совет директоров Роснефти. Однако в тени остается очень много чиновников, которые влияют на деятельность гораздо большего числа госкомпаний. «Господин Глеб Никитин, например, входит в советы директоров 25 крупнейших компаний. Как я понимаю, это человек из команды Медведева, он занял пост заместителя руководителя Росимущества совсем недавно», – отметила Крыштановская.