Главная » Компании » На рынке нефти — своя война

На рынке нефти — своя война

Российские нефтяные компании не получат выгоды от резкого сокращения транскавказских поставок нефти из региона Каспийского моря на мировой рынок. Хотя российско-грузинский вооруженный конфликт и пожар на стратегическом для региона трубопроводе «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД) подбросили нефтяные котировки вверх, вскоре ситауция изменилась с точностью до наоборот из-за сокращения импорта нефти Китаем. Дополнительные доходы получит лишь «Транснефть», которая взяла на себя прокачку части азербайджанского сырья.

Два события, парализовавшие транзит нефти через Кавказ, произошли на прошлой неделе одно за другим. 6 августа курдские сепаратисты взорвали участок нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», который служит главным коридором для экспорта азербайджанского сырья и прокачивает сейчас от 850 тыс. до 1 млн баррелей в сутки. Оператором «трубы» является компания ВР, которая добывает «черное золото» на азербайджанском и казахстанском участках шельфа Каспия и собирается увеличить мощность БТД до 1,2-1,6 млн баррелей в сутки. BP заявила о форс-мажорных обстоятельствах и невозможности обслуживать экспортные контракты, что резко подстегнуло цены на нефть: в минувший четверг курс барреля взлетел на $1,60 — до $120,18.

Ситуацию обрушил начавшийся на следующий день вооруженный конфликт в Южной Осетии. В пятницу, сразу после российско-грузинского столкновения, котировки нефтяных фьючерсов откатились назад на $4,8 за баррель. Нестабильность поставок из Каспийского региона перестала быть достаточной причиной для роста цен: военные действия на Кавказе с применением танков и авиации заставили инвесторов выводить деньги из нефти и золота и покупать доллары. А сообщения о том, что БТД выведен из строя чуть ли не до конца августа, лишь подлили масла в огонь – нефть перестала быть востребованным инструментом на рынке.

Нефтепровод БТД крайне важен для потребителей Евросоюза, которые стремятся застраховать свои поставки из каспийского региона от России, а проходящая через Грузию «труба» является первым экспортным коридором, не идущим по российской территории. Для Азербайджана, впрочем, есть альтернативный маршрут – подконтрольный «Транснефти» трубопровод Баку-Новороссийск. Однако ВР после ввода в строй БТД вчетверо сократила прокачку по этой «трубе». Кроме того, существует грузинский порт Супса, соединенный с Баку вторым идущим по территории Грузии нефтепроводом и способный перекачивать до 150 тысяч баррелей азербайджанской нефти в сутки. Наконец, технически возможно (хотя и очень дорого, а значит, невыгодно для экспортеров) возить сырье и продукты по железной дороге Баку-Батуми, экспортируя грузы через терминалы Батуми, Кулеви и Поти.

Несмотря на то, что пожар на нефтепроводе был потушен в понедельник, для ВР крайне важной проблемой на ближайшие две недели является поиск альтернативных путей экспорта. Теоретически, весь объем нефти, который добывается британской компанией на каспийском шельфе, может быть направлен по магистрали «Транснефти» в порт Новороссийска. Российская трубопроводная монополия удвоила прокачку сырья по нефтепроводу Баку-Новороссийск по просьбе ВР, которой пришлось сократить добычу на каспийском шельфе и увеличить поставки сырья по альтернативной трубе, а также по железной дороге в направлении грузинских портов черноморского побережья.

Однако эти отгрузки не являются безопасными в связи с тем, что российская авиация наносит удары по целям на территории Грузии, и исключением не является и порт Поти. Во вторник Грузия официально объявила, что авиация РФ бомбардировала нефтепровод Баку-Супса. А ведь по планам ЕС, азиатских экспортеров и кавказских транзитных стран, через грузинскую территорию должен пройти и газопровод «Набукко», по которому каспийский и закаспийский газ потечет в Европу. Но после терактов и бомбардировок будущее Грузии, как важной транзитной страны выглядит крайне туманным.

Аналитики говорят, что почти мгновенное и очень существенное сокращение поставок нефти через кавказский регион в обход России должно научить нефтяников не держать «все яйца в одной корзине» и всегда иметь в виду альтернативные пути транспортировки сырья. Потому что торжественно открытые трубопроводы, в которые вложены миллиарды долларов, в любой момент могут быть остановлены из-за диверсии или начала военных действий. При чуть ином экономическом раскладе прекращение отгрузок каспийской нефти могло взорвать ситуацию на рынке, и цены на «черное золото» взлетели бы, озолотив и без того не бедствующих нефтяников.

Несмотря на то, что в понедельник курс барреля чуть-чуть подрос, во вторник сырье снова подешевело. И на сей раз главным фактором стало вовсе не обострение напряженности на Кавказе, а сбывшиеся прогнозы о том, что рынок нефти вот-вот перегреется. Наглядным свидетельством того избытка предложения нефти и несоответствия цены спросу стал Китай – второй после США потребитель сырья: гигантская экономика, за последние годы неуклонно наращивающая импорт нефти, в июле внезапно снизила закупки на 7%.

Аналитики в один голос говорили, что мировая экономика уже в середине этого года откажется потреблять топливо по нынешним ценам – и именно начало этого процесса можно наблюдать сейчас. Эксперты ожидают, что вслед за Китаем импорт могут резко сократить страны ЕС и США. Тогда падение цен на нефть будет куда более заметным, и, возможно, необратимым.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.