Юрий Давыдов проработал в группе компаний «Креатив» около 12 лет — с 2002 по 2014 год. Под его руководством группа успешно провела private placement, получив $30 млн, и вышла в лидеры по производству и экспорту подсолнечного масла. Летом 2014 году, перед самым наступлением проблем с задолженность «Креатива», Давыдов покинул компанию и основал собственный бизнес — Apollo Group. Юрий Давыдов в интервью Delo.UA рассказал, чем занимается новосозданная структура, как ей удалось стать заметным экспортером масла и какие планы по развитию бизнеса.
Основанная Вами компания Apollo Group всего за год стала заметным экспортером подсолнечного масла и семечки. Вы являетесь единственным совладельцем?
Apollo Group — это швейцарская трейдинговая компания, где я являюсь бенефициарным собственником. Кроме основного иностранного оператора, в структуру группы входят несколько украинских компаний, которые занимаются как трейдингом в интересах швейцарской компании, так и переработкой подсолнечника по давальческой схеме на мощностях партнеров. Своих мощностей у нас нет.
Территориально мы работаем с поставщиками семечки и партнерами-пареработчиками не в Кировоградской области (где сконцентрированы основные мощности «Креатива». — ред), а на востоке страны (Харьков) и на юге (Одесса). Перевалку мы осуществляем в портах Николаева и в Ильичевске.
Вы работаете на мощностях «Креатива»?
Нет, мы не работаем на этих заводах. Мы сотрудничаем с несколькими производителями-переработчиками преимущественно в Южной и Центральной Украине, с объемом переработки группы в 15-20 тыс. тонн в месяц.
Не заинтересованы ли в покупке части активов «Креатива» по производству масел?
Нет, мы не заинтересованы.
Почему?
Для того чтобы участвовать в тендере на покупку ключевого актива «Креатива» — маслоэкстракционного завода, нужны значительные ресурсы, у нас таких ресурсов нет
Во-первых, кредит под этот актив составлял порядка $90- $100 млн. Кроме того, согласно условиям тендера, компании-участнику необходимо иметь депозит в размере порядка $5 млн — это то, что я знаю из публичной информации.
Вернемся к вашей компании. Уточните структуру бизнеса — сколько приходится на экспорт зерновых, сколько масла?
Мы в меньшей мере вовлечены в трейдинг зерновых. В большей степени мы занимаемся подсолнечником и его переработкой. Если смотреть на структуру работы нашей компании, то 90% — это экспорт масла и шрота, мы сотрудничаем с крупными компаниями на условиях CPT и FOB . В 2015 году мы отгрузили порядка 100 тыс. тонн масла.
У кого покупаете семечку, зерновые? У бывших партнеров «Креатива»?
Все игроки рынка, в том числе и мы, покупают подсолнечник у фермеров, работающих с различными переработчиками. Другими словами, база продавцов — одна на всех, и каждая компания уже, в свою очередь, выстаивает свои отношения с фермерами. Конкуренция за сырье среди переработчиков весьма существенная. На сегодняшний день объем переработки семечки в целом по рынку составляет порядка 11 млн тонн. Мощностей для переработки гораздо больше. Безусловно, каждый переработчик заинтересован получить доступ к максимальному объему подсолнечника.
То есть, на рынке дефицит семечки?
Да.
Какой фактор самый важный при работе с фермерами?
Подсолнечник — это абсолютно сырьевой товар, поэтому ключевым фактором является цена. Если она не соответствует рыночной, купить сырье практически невозможно. Дальше, помимо цены, вступает фактор личных отношений с вашими партнерами. Иногда фермеры готовы продавать даже по меньшей цене, но только тому переработчику, в котором уверены и которому доверяют. Тут очень важно понимать психологию нашего фермера и уметь наладить с ним схему эксклюзивных коммуникаций. Фермеру приходится сталкиваться со многими вызовами — урожайность, привлечение финансирования под посевную и уборку урожая, менеджмент и управление рисками, ценовая политика и проч. Здесь важно партнерство.
В какие страны поставляете масло? На каких условиях?
Все произведенное нерафинированное подсолнечное масло мы отправляем на экспорт. Работаем по классической схеме, продаем свое масло в порту крупным международным трейдерам. Куда отправляется масло дальше, сложно сказать, так как мы не отслеживаем его маршрут. Наверняка это традиционные для Украины рынки сбыта — Индия, Африка, частично Европа. Кстати, много масла в последнее время идет в Европу. Об этом свидетельствуют запросы со стороны таможни дополнительных документов на продукцию для европейских рынков. Согласно измененным с 1-го января 2016 года правилам оформления сертификатов продукции, товар, предназначенный для Европы, должен сопровождаться расширенным пакетом документов. Таможня запрашивает такие документы все чаще, поэтому можем констатировать тренд увеличения поставок масла в Европу.
Куда вы экспортируете шрот?
Шрот у нас покупают те же трейдеры в порту. Также напрямую мы поставляем шрот компаниям в Польше и Беларуси.
Планируете ли увеличить объемы в следующем маркетинговом году? Возможно в планах покупка активов?
Пока в планах покупки активов нет
Что касается объемов переработки, то на следующий год мы не планируем их увеличить. Наша задача удержать показатели этого года.
Как видите дальнейшее развитие компании Apollo Group? На чем намерены сконцентрироваться в 2016 году?
Мы хорошо умеем работать на рынке переработки подсолненчника и продажи подсолнечного масла. Поэтому в ближайших планах — развивать трейдинг масла и переработку подсолнечника.
Как на рынке сказался фактически уход одного из крупнейших производителей и экспортеров масел?
На масличном рынке традиционно существует дисбаланс между наличием сырья и объемом перерабатывающих мощностей. Существенное падение объемов переработки «Креатива» с 2014 по 2015 год позволило другим игрокам увеличить свою маржу. Все дело в том, что из-за приостановления работы крупного игрока, увеличилось предложение сырья на рынке, которое всегда было в дефиците. Семечка немного снизилась в цене, появилась возможность закупать ее в большем объеме. За счет этого другие переработчики смогли нарастить объемы производства.
А что произошло с долей компании, ее кто-то «перебрал» на себя?
На самом деле долю «Креатива» как таковую никто не забрал. Ведь помимо проблем с «Креативом», на ситуацию на рынке оказала влияние и потеря актива Cargill в Донецком регионе. Фактически мощности по переработке в объеме миллион тонн ушли с рынка. Эти объемы были переработаны другими игроками — с более высокой маржой.
Что происходит сейчас?
Сейчас, после того, как маслоэкстракционные мощности «Креатива» заработали на 100%, усилилась конкуренция за сырье. Точнее, она вернулась на уровень 2014 года.
Что будет происходить с рынком подсолнечного масла в ближайший год?
Рынок подсолнечного масла продолжит концентрироваться, могут поменяться игроки в силу ситуации с «Креативом» и потенциальным возвращением на рынок иностранных производителей, которые свои позиции в последние годы потеряли. К тому же, остается острым вопрос с дефицитом сырья. На сегодня 11 млн тонн подсолнечника — это мало с точки зрения спроса на сырье для переработки, и для того чтобы этот объем увеличился, нужно коренным образом менять структуру производства — больше инвестировать в оборотный капитал, в технологии выращивания подсолнечника. Ведь за счет расширения посевных площадей существенно увеличить объемы уже невозможно, они и так находятся на пределе. Кроме того, переработчики будут искать альтернативные культуры для загрузки мощностей, особенно если это касается прихода новых игроков. Одной из таких альтернатив может стать соя.
Как вообще сейчас обстоят дела в кредитовании АПК?
На мой взгляд, ситуация сейчас сложная, привлечь кредиты в украинский АПК проблематично, кредиторы не готовы активно давать займы аграрному бизнесу. Это касается как иностранных кредиторов, так и наших внутренних.
Ваша новая компания работает на кредитных средствах?
Мы работаем и на собственных, и на заемных деньгах иностранных банков.
Это те же банки, что и в случае с «Креативом»?
Нет. «Креатив» работал с Commodity Finance — это финансовый инструмент для финансирования покупки подсолнечника, переработки, транспортировки, продажи и даже финансирования дебиторской задолженности.
А мы работаем с коротким финансированием, которое называется Trade Finance — это в основном финансирование товара в порту, простой классический инструмент
Почему, кроме «Кернела», никому не интересны были активы «Креатива», ведь есть и другие игроки на рынке?
Мне тяжело комментировать желание или нежелание других игроков участвовать в тендере.
Вторую часть интервью с Юрием Давыдовым о ситуации вокруг «Креатива», смене собственников и задолженности перед банками читайте на Delo.UA завтра
Детально о ситуации вокруг «Креатива» читайте здесь