Это он рассорил нас со всем миром, фактически заново опустив перед нами железный занавес. Теперь он собирается лишить нас самого святого, что у нас есть, – новых иномарок.
Шутки шутками, но на прошлой неделе немецкие автокомпании всерьез опасались того, что война с Грузией повлечет за собой экономическую изоляцию России со стороны мирового сообщества. “Немецкая промышленность обеспокоена, – заявил (C) Reuters Клаус Мангольд, председатель комитета по экономическим связям с Восточной Европой Немецкой ассоциации промышленности. – Важно не дать политикам устроить России холодный душ, надо сделать все возможное, чтобы избежать эскалации конфликта”.
Немцам есть от чего впасть в легкую панику. Слишком тесные экономические отношения связывают Германию с РФ. В прошлом году прямые немецкие инвестиции в Россию составили 14 млрд евро, немалую часть которых составили деньги концерна Volkswagen на строительство своего завода под Калугой.
Однако железный занавес – это не более чем политиканский жупел, слишком много денег будет стоить Западу серьезное охлаждение отношений с Россией. Так, от изоляции пострадали бы все автомобильные компании Германии, которые в последнее время находятся в восторге от перспектив “восточного фронта”.
Помимо VW многое потеряет и Opel, эта марка имеет самые большие темпы роста продаж машин на российском рынке: продано 62 000 автомобилей за семь месяцев этого года (для сравнения, за весь прошлый год продано 66 000 машин). Президент GM Europe Карл-Петер Форстер отмечает, что народившийся российский средний класс покупает машины даже быстрее, чем ожидалось.
А люксовые бренды – Audi, Mercedes, BMW, Porsche – вообще готовы молиться на русский рынок. Нигде в Европе им не найти таких продаж, как в этой стране, набитой нефтерублями. Показателем крайнего расположения немецкого премиума к российским покупателям стал Московский международный автосалон. Так, BMW устроила на ММАС-2008 мировую премьеру бронированного Х5 Security, Audi впервые показал рестайлинговые А6 и RS6, сразу после премьер в Пекине были привезены Mercedes GLK и Audi Q5. Для сравнения, месяцем раньше амбициозный Британский автосалон в Лондоне был фактически проигнорирован немецкими марками.
Опасения вызывают лишь признаки приближающегося экономического кризиса – высокая инфляция вкупе с жестким падением на дно отечественного фондового рынка. Поэтому в прогнозах на следующий год многие эксперты уже не настолько оптимистичны. Российскому авторынку все же грозит замедление темпов роста. Причем важно, что замедление будет спровоцировано осложенениями на рынке автокредитов – ожидается резкое снижение количества новых контрактов, а ведь на автокредиты приходится свыше половины покупок новых иномарок на рынке. Однако и здесь западные бизнесмены настроены весьма оптимистично.
Управляющий директор российского подразделения Ford Найджел Брекенберри считает, что российскому авторынку рецессия пока не грозит: “В ближайшее время может произойти некоторое ужесточение условий по предоставлению кредитов, могут несколько повыситься процентные ставки, но масштабного краха не предвидится”.
Так что Михаил Саакашвили может и дальше жевать галстуки. Мировому сообществу, в частности немецким автобрендам, российский златоносный улей гораздо важнее споров о демократии и статусе горных республик. Как отметил в разговоре с западными журналистами один из немецких бизнесменов, “наши отношения с русскими пережили “холодную войну” и падение Советского Союза”. А вы говорите, Грузия…
Сергей Самсонов Автоньюс