Нефтяная корпорация Marathon oil закрывает свой офис в Киеве. С уходом западных инвесторов у Украины остается все меньше шансов справиться с энергетической монополией Москвы.
Четвертая по величине нефтяная корпорация США Marathon Oil уходит из Украины. Большая часть штата киевского офиса уже уволена. Сейчас в нем работают немногие сотрудники, которые готовят офис к окончательному закрытию до конца сентября. Работы над инвестиционными проектами компания остановила еще летом. Как сообщил один из сотрудников Marathon, решение о сворачивании деятельности в Украине было принято головным офисом по результатам ежегодной переоценки инвестиционного портфеля группы.
Marathon International (100%-ная дочерняя компания Marathon Oil, ведущая международные операции группы) интересовалась добычей нефти и газа на шельфе Черного моря, а также доразведкой трудноизвлекаемых (с глубиной залегания свыше 6 километров) месторождений газа в Полтавской и Черниговской областях.
В июне 2007 года компания подписала техническое соглашение с НАК «Нафтогаз України» о сотрудничестве по совместному исследованию северо-западной части Днепровско-Донецкого геологического бассейна. Трехлетнее соглашение предусматривало совместное геологическое изучение компаниями территории площадью около 30 тысяч квадратных километров (северо-запад Полтавской и юг Черниговской областей) с целью поиска перспективных участков для добычи углеводородов. Прогнозные запасы данной территории оцениваются в 200 миллиардов кубометров природного газа, 46 миллионов тонн газового конденсата и 130 миллионов тонн нефти.
После окончания изысканий Marathon International приобретала приоритетное право на создание совместного предприятия с «Нафтогазом» для разработки выявленных месторождений, но никаких гарантий по получению определенной доли обнаруженных запасов у Marathon не было. Фактически американцы вкладывали деньги в разведку украинских недр на свой риск.
Кроме проекта на суше, в ноябре 2007 года Marathon International заключила соглашение о конфиденциальности при передаче геологической информации с госкомпанией «Черноморнафтогаз» (входит в состав «Нафтогаза Украины»). Соглашение также предусматривало анализ и интерпретацию геологических данных о запасах украинского шельфа специалистами Marathon, но не предоставляло ей каких-либо прав на разработку украинских недр.
По словам сотрудника Marathon, до апреля 2008 года компания рассматривала проекты в Украине как очень перспективные, отдавая им приоритет над рядом альтернатив в третьих странах. «Оценка приоритетности украинских проектов головным офисом Marathon в Хьюстоне стала меняться, после того как правительство Юлии Тимошенко выдвинуло претензии и начало планомерно наращивать давление сначала на Vanco International, а затем и на другие международные компании, пришедшие в Украину после 2005 года», — пояснил «ДЕЛУ» один из сотрудников американской компании.
Последней каплей для американских инвесторов стало требование премьер-министра Юлии Тимошенко к «Черноморнафтогазу» немедленно прекратить все совместные работы с Marathon Oil и британской СВМ Oil, прозвучавшее в середине лета. «В Хьюстоне поняли, что это правительство Украины не заинтересовано в нашей работе и тех инвестициях, которые мы вкладываем в изучение запасов Украины на фактически бескорыстной основе», — подытоживает сотрудник Marathon.
Также считают и представители компании Vanco, которая в борьбе за свои права как инвестора вынуждена была обратиться в Стокгольмский арбитраж. «В мае правительство нарушило заключенное соглашение, безосновательно выйдя из него в одностороннем порядке. Чего в таком случае стоит договор в Украине? Ни одна страна не сможет развиваться экономически, если власть не уважает соглашений, заключенных предыдущими правительствами», — сообщил на прошлой неделе глава Vanco Energy Джин Ван Дайк. Сейчас у компании хорошие шансы выиграть у украинского правительства в международном суде. Однако на подобный процесс могут уйти годы, а это — упущенная прибыль для инвестора и недополученные энергоносители для страны.
По мнению отраслевых экспертов, массовый уход из Украины крупных западных инвесторов на неопределенное время отодвигает перспективу снижения независимости Украины от монопольного поставщика нефти и газа — России. «Когда в начале лета Олег Дубина пригласил „Газпром“ к работе на украинском шельфе вместо американских компаний, многие восприняли это как неудачную шутку, — говорит глава Центра энергетических исследований Константин Бородин. — Однако сегодня это больше похоже на последовательную политику украинского правительства».