Лидеры «оранжевой революции» отдают долги ее организаторам и вдохновителям, вытесняя из Украины российские атомные компании и заменяя их на американские. Видимо, в Киеве не осознают, что физика ядерного реактора – хотя кому уж, как не Украине знать это лучше всех! – никак не может быть заменена политическими играми.
Из источников в окружении президента Украины Виктора Ющенко стало известно, что одна из целей его визита в США, проходящего в эти дни, – продвижение сотрудничества с американскими компаниями в сфере поставок ядерного топлива на украинские АЭС, где пока еще доминируют россияне.
Экспансия США на рынок ядерных материалов Украины началась сразу же после победы «оранжевой революции» в начале 2005 года. Тогда в рамках совместного с американской компанией Westinghouse проекта американцы направили в Киев опытную партию ядерного топлива для АЭС (тепловыделяющие сборки), чтобы протестировать его использование на третьем блоке Южно-Украинской АЭС в Николаеве. Таким образом, отмечалось в заявлениях руководства Украины, будет происходить диверсификация поставок ядерного топлива на Украину, о которой говорится в ее стратегических энергетических планах.
Встречаясь в 2005 г. с министром энергетики США Самюэлем Бодманом, премьер-министр (в свой первый премьерский срок) Юлия Тимошенко предложила американским компаниям принять участие в разработке урановых месторождений, разведке и добыче нефти и газа. Видимо, это был знак благодарности за то, что Украина, по словам Тимошенко, уже получила от Вашингтона более $ 280 млн на программу повышения ядерной безопасности на АЭС. Тогда министр энергетики США заверил украинских партнеров, что Соединенные Штаты готовы оказать техническую помощь в разработке энергетической стратегии Украины.
И вот, видимо, такое время настало. Несколько месяцев назад украинская НАЭК «Энергоатом» и американская Westinghouse подписали в Киеве контракт на поставку ядерного топлива для украинских реакторов российского производства ВВЭР-1000 в течение 2011-2015 годов в объеме, необходимом для обеспечения ежегодной плановой перезагрузки не менее трех энергоблоков (сроки совпадают с окончанием действия в 2010 г. договора украинской стороны с российской компанией «ТВЭЛ»). Пока планируется поставка из США 630-ти топливных сборок, но при необходимости могут быть подписаны документы о дополнительных поставках.
Нелепость ситуации с этим американо-украинским контрактом заключается в том, что НАЭК «Энергоатом» до сих пор не имеет официального разрешения Госатомрегулирования Украины на промышленную эксплуатацию американского топлива в реакторах российского производства, технически приспособленных для топлива, которое производится и поставляется из России компаний «ТВЭЛ» в течение всей истории эксплуатации всех 15-ти энергоблоков Украины. Небезопасный эксперимент по использованию американских топливных сборок на Южно-Украинской АЭС еще не завершен, подтверждения надежности их работы на украинских реакторах нет, а международный договор о поставках нелицензированного ядерного топлива из США уже подписан. То есть, как это давно уже засвидетельствовала вся политика «оранжевых», ставшая международным посмешищем, телега бежит впереди лошади.
Кроме того, в контракте есть еще один пункт, который не может не наводить на мысли, что у его авторов с украинской стороны не все в порядке, мягко говоря, с логикой. Из него следует, что даже если НАЭК «Энергоатом» и получит разрешение от Госатомрегулирования на промышленную эксплуатацию американского топлива в реакторах, то в случае массового возникновения технических проблем с топливом от компании Westinghouse, украинская сторона будет иметь право прекратить действие контракта. Это наводит на мысль, что «Энергоатом» надеется «уломать» Госатомрегулирование при любом результате тестовых работ с американским ядерным топливом. А там – будет видно…
Что именно – об этом никто из украинских политических и «ядерных» менеджеров, видимо, не задумывается. А если и на самом деле реакторы российского производства не «съедят» американское топливо, что они тогда будут делать? Срочно останавливать реакторы, которым не понравилось американское «атомное» меню? Но атомный реактор – не лампочка Ильича, захотел – включил, захотел – выключил, реактор требует к себе ответственного технического отношения.
Чехия и Финляндия, где работают такие же российские реакторы типа ВВЭР, в свое время тоже, «задрав штаны», пробовали перейти на топливные сборки от Westinghouse, политически «диверсифицируя» себя от России. Что из этого вышло, известно. Вернее, известно, что из этого ничего не вышло. По данным независимых экспертов, в Чехии на станции «Темелин» были зафиксированы отказы, по крайней мере, 51 из 61 стержней управления.
«Контракт на поставку ядерного топлива производства Westinghouse на украинские энергоблоки российского типа ВВЭР – это очень опасная игра с огнем, – заявил бывший начальник реакторной установки первой в мире АЭС, что в Обнинске, Юрий Стужнев. – Все дело в далеко небезопасной работе американских топливных сборок на энергоблоке ВВЭР на атомной электростанции «Темелин» в Чехии. Чехи в итоге отказались от американских ТВС из-за непосредственной угрозы аварии на энергоблоке».
После этого чехам пришлось принимать решение о возврате к «материнскому» топливу для этих реакторов. Поэтому вся ядерно-политическая авантюра с американским топливом на Украине очень уж напоминает предысторию чернобыльского эксперимента.
О том, что свои политические амбиции лидеры «оранжевых» поставили выше ядерной безопасности страны, красноречиво свидетельствует и то, что согласно «атомному подарку» Буша по договору с другой американской компанией Holtec International в Украине будет построено три хранилища для отработанного ядерного топлива. И топливо, поставленное из США, после его отработки не будет отправляться обратно, а станет храниться на территории Украины, превращая ее, наряду с чернобыльской закрытой зоной, в небезопасную международную ядерную свалку.
О том, что перемена поставщика ядерного топлива – чисто политическое решение, говорит и тот факт, что никакого международного тендера объявлено не было. Это решение Киева ставит перед атомной отраслью Украины не только вопросы ядерной безопасности (а Украина живет не в безвоздушном пространстве, известно, что чернобыльская катастрофа затронула практически весь Земной шар), но и экономические. «Смена приоритетов», по разным экспертным оценкам, обернется повышением стоимости ядерного топлива в диапазоне от 25% до 40%. Ясно, кому это выгодно: американцы «отбивают» у украинских налогоплательщиков свои «зеленые», вложенные в «оранжевых», а вожди последних получают, как минимум, свои политические дивиденды от вашингтонского «обкома». Впрочем, здесь не приходится сомневаться и в эффективности мировой практики «откатов».
Политическая целесообразность, похоже, не только победила здравый смысл в сфере оборота ядерного топлива, но и поставила под удар украинскую урановую промышленность. Заключив этот договор с американцами, Украина сама себя высекла. Ведь в соглашении прописано, что в сборках будет использован украинский уран. Обогащаться он, считают специалисты, будет, скорее всего, на базе российского Международного центра по обогащению урана в Ангарске, а дальше фабриковать топливо будут американцы. Из этого вытекает, что Украина для снижения стоимости операции уран-обогащение должна будет продавать его значительно ниже мировых цен. Для ее урановой промышленности, которая и так еле выживает на государственных дотациях, это заведомо будет означать государственную «эвтаназию».
Российская компания «ТВЭЛ» – один из мировых лидеров в производстве ядерного топлива, обеспечивающая им порядка 17% реакторов всего мира, заявила о том, что она «приветствует переход украинского «Энергоатома» к рыночным контрактам на поставку ядерного топлива». Для Киева это значит, что он сам себя загнал в ловушку: ясно, что отныне никаких преференций для украинских атомщиков, в виде льготной цены на свежее ядерное топливо, не будет. Даже если со временем окажется (хорошо бы – без атомных инцидентов), что американские сборки украинским АЭС технически не подходят.
Это же надо так умудриться, чтобы на фоне жесточайшего общемирового кризиса, повышения цен на газ и нефть, так самим себе подгадить!
Нет сомнений в том, что диверсификации источников поставок энергоносителей – внутреннее дело каждой страны. А при умном, трезвом и прагматичном подходе даже, наверное, необходимое. Но уж точно, проводя эту самую диверсификацию в такой резонансной сфере, как ядерное топливо, не следует относиться к ней так же, как к доставке свежих французских булочек на завтрак. Здесь не уместны никакие политические мотивы, а требуется настоящий профессионализм с серьезными экономическими и техническими выкладками.