Ухудшение условий кредитования сказалось и на рынке торговой недвижимости. Некоторые девелоперы распродают объекты с существенным дисконтом — до 40%. Эксперты считают, что это ненадолго.
Один из ведущих российских ритейлеров — компания X5 Retail Group (работает с брендами «Пятерочка» и «Перекресток» («Карусель») — объявил о намерениях использовать кризис ликвидности себе на пользу.
«Мы откладываем долгосрочные дорогостоящие проекты, чтобы консолидировать доступные компании ресурсы и более выгодно использовать их в условиях ожидаемого снижения стоимости коммерческой недвижимости и строительства, а также неминуемого появления привлекательных возможностей для присоединения ритейлеров, испытывающих финансовые трудности», — цитирует пресс-служба компании заявление главного финансового директора X5 Retail Group Евгения Корнилова.
Тем временем в опубликованной весной 2007 года пятилетней стратегии развития Х5 сообщалось, что на тот момент у компании в собственности находилось 20 земельных участков под строительство гипермаркетов и еще 60 оформлялось в собственность. «Несмотря на это, свободные средства X5 решила направить на покупку подешевевших торговых помещений в регионах своего присутствия, так как сейчас их собственники предлагают площади по цене на 30-40% ниже, чем месяц назад», — отметили аналитики ИК «Файнешенл Бридж».
По мнению экспертов, аналогичная ситуация может произойти и в ритейле: многие компании ориентировались на быстрый рост, но оказались сильно закредитованы, и сейчас у них подходят сроки погашения кредитов. X5 ожидает существенного снижения стоимости таких розничных активов и готова рассмотреть их покупку.
«В ближайшее время мы ожидаем пересмотр инвестиционных планов руководством большинства российских ритейлеров в связи с кризисом ликвидности», — резюмируют в «Файнешенл Бридж».
Действительно, планы пересматриваются, и даже ведущие ритейлеры умеряют аппетиты. Так, в минувший четверг опубликовала операционные результаты по итогам 8 месяцев «Дикси Групп». Как отмечают эксперты ИК «Финам», отрытие по итогам 8 месяцев только 31-го магазина — довольно низкий показателеь. «Темпы развития розничной сети все еще остаются достаточно скромными, особенно если принимать во внимание планы компании открыть по итогам года около 100 новых магазинов», — констатируют и в ИК «Проспект».
«Низкая динамика увеличения торговых точек на наш взгляд существенно ограничивает потенциалы роста и увеличения продаж розничной сети», — говорят аналитики «Финам», оценивая отчет об операционных результатах по итогам августа уже другого владельца сети гипермаркетов «Седьмой континент».
А параллельно на рынок буквально «выбрасываются» оказавшиеся вдруг «лишними» готовые торговые площади. Естественно, игроки объясняют эти выбросы не кризисом, а реструктуризацией, но ситуацию это не меняет.
25 сентября выставлены на продажу 10 земельных участков и 17 магазинов «с обратной арендой по 15% годовых». Как напомнили RBC daily, по аналогичной схеме уже расстались с недвижимостью многие ритейлеры, в том числе «Копейка», «Арбат-Престиж» и аптечная сеть «36,6».
По данным «Коммерсанта», планирует выйти из всех проектов на потребительском рынке «КИТ Финанс». В частности, на продажу выставлена сеть магазинов бижутерии Pur Pur (более 100 действующих магазинов в 27 регионах РФ, во франчайзинговой структуре предприятия собрано более 20 магазинов).
«Девелопмент в сфере коммерческой недвижимости очень тесно связан с банками и напрямую зависит от «длинных» денег, — пояснила «Росбалту» начальник отдела проверки сметного расчета инжиниринговой компании «2К» Александра Мальцева. — В результате кризиса многие банки повысили ставки по строительным и инвестиционным кредитам и ужесточили требования к заемщикам. Так, некоторые банки требуют от застройщиков списки арендаторов на 70% площадей. Кроме того, кредитные организации в качестве альтернативы предлагают займы на условиях участия в собственности строительных проектов, причем доля необходимого участия может варьироваться от 30% до 50%. Поэтому многие девелоперы вынуждены сейчас продавать наиболее ликвидные объекты, зачастую с дисконтом, чтобы профинансировать строительство других, находящихся на той или иной стадии возведения».
Однако эксперт уверена, что снижение цен на объекты коммерческой недвижимости – явление кратковременное. «В связи с заморозкой некоторых объектов предложение на рынке может сократиться, и стоимость коммерческих метров снова пойдет вверх», — полагает Мальцева.
Подтверждением данного прогноза касательно рынка именно торговой недвижимости могут служить выводы по опубликованным в сентябре результатам исследования ShopperTrends (Nielsen). «Российская розничная торговля товарами повседневного спроса растет впечатляющими темпами. С 2002 года количество супермаркетов выросло в шесть раз, гипермаркетов — в десять. Однако плотность торговли еще крайне низкая по сравнению с другими зрелыми рынками: на 1 млн населения приходится 1 гипермаркет и 20 супермаркетов, — говорит гендиректор «Nielsen Россия» Дуайт Уотсон. — При том, что Россия обладает самым большим количеством торговых точек, чем любая другая страна в Европе, уровень развития структуры розничной торговли еще невысок, что дает возможность для производителей и ритейлеров побороться за предпочтения населения и успех на этом огромном рынке».