Главная » Компании » Газпром идет на Восток

Газпром идет на Восток

Обещания российских чиновников пересмотреть энергетические отношения с европейцами, обратив внимание на Восток, вчера обрели реальные очертания. «Газпром» подписал с южнокорейской госкомпанией Korea Gas меморандум о взаимопонимании, предполагающий поставки из России 10 млрд куб. м голубого топлива в год в течение 30 лет начиная с 2015 г. Это будет частью пакетного соглашения стоимостью 102 млрд долларов, которое включает строительство газопровода в Южную Корею из Владивостока через территорию Северной Кореи, газохимического комплекса и завода по сжижению природного газа (СПГ). Возможно также, что южнокорейские компании примут участие в разработке Ковыктинского месторождения, пишет РБК daily.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер и председатель совета директоров Kogas Ли Бен Хо подписали меморандум о взаимопонимании об организации поставок 10 млрд куб. м газа из России в Южную Корею. В 2011-2014 гг. после подготовки технико-экономического обоснования из Владивостока через Северную Корею в Южную будет построен газопровод, стоимость которого оценивается в 3 млрд долларов, пишет агентство Dow Jones. С КНДР переговоры пока не проводились. Если она не позволит вести трубу по своей территории, российский газ пойдет в Республику Корея в сжиженном или сжатом виде. Окончательный контракт должен быть заключен в 2010 г.

Договоренности о поставках газа — часть пакетного соглашения, которое также предусматривает строительство около Владивостока «Газпромом» совместно с Kogas завода по сжижению природного газа мощностью 5 млн т в год и газохимического комплекса, который сможет ежегодно производить 1 млн т полиэтилена и 500 тыс. т полипропилена.

Для управления заводами и реализации их продукции стороны должны будут создать совместное предприятие. Общая стоимость сделки — 102 млрд долларов.

Соглашение о строительстве газопровода Kogas и «Газпром» подписали в 2006 г. Как отмечал тогда глава «Газпрома» Алексей Миллер, стороны намеревались рассмотреть два основных варианта прокладки трубопровода — морской и сухопутный. Однако до сих пор не были определены ни маршрут газопровода, ни его ресурсная база. Но сейчас российско-корейское сотрудничество активизировалось.

В совместном заявлении президентов России и Южной Кореи говорится также о том, что между странами была достигнута еще одна важная договоренность — о сотрудничестве в совместном освоении Западно-Камчатского шельфа и участии корейских предпринимателей в развитии Сибири и Дальнего Востока. Напомним, южнокорейская госкомпания KNOC до недавнего времени работала на Западно-Камчатском шельфе с «Роснефтью», однако в июле Роснедра не стали продлевать действие лицензии для СП из-за «несоблюдения условий лицензионного соглашения в части поисковых скважин».

Активизация сотрудничества с Кореей в газовой сфере связана с желанием «Газпрома» диверсифицировать поставки, считает аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. После событий на Северном Кавказе Евросоюз стал еще более настороженно относиться к «Газпрому». И монополия решила перестраховаться и направить часть своего газа на Восток. А Южной Корее такой надежный поставщик, как российских холдинг, вполне выгоден, тем более что уже сейчас страна испытывает проблемы с поставками СПГ и в дальнейшем они могут усугубиться.

Южная Корея демонстрирует один из самых высоких в мире темпов роста потребления газа, отмечает руководитель отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Алексей Белогорьев. В 2007 г. потребление достигло уже 37 млрд куб. м газа. А к 2030 году оно, по всей видимости, увеличится до 80-100 млрд куб. м в год. Собственные запасы газа в Корее ничтожны, поэтому вся надежда — на импорт. Сегодня Корея закупает газ уже в 11 странах: в Персидском заливе, Карибском бассейне, Африке и, конечно, Юго-Восточной Азии. Однако Россия территориально самый близкий поставщик и единственный возможный трубопроводный импортер. Поэтому заинтересованность Kogas в «Газпроме» очень велика, уверен эксперт.

Для российской монополии Корея, в свою очередь, важный рынок сбыта в рамках все еще очень неопределенного рынка АТР. Экспорт газа в Корею, Японию и Китай — главный двигатель всей Восточной газовой программы «Газпрома».

«Начиная с 1996 г. выдвигалось минимум три проекта различных трубопроводных маршрутов из России в Корею, и все они были связаны с транзитом газа через КНР или КНДР. Но с точки зрения безопасности поставок лучший вариант — экспорт СПГ», — считает г-н Белогорьев. Однако «Газпром», обладающий огромными навыками в трубопроводном строительстве, испытывает пока технологические трудности в сфере сжижения газа. Насколько их удастся преодолеть к 2011-2012 гг., пока непонятно. А это крайний срок для начала строительства с прицелом на 2015 г. Газ же для Южной Кореи будет поставляться с Ковыкты или Сахалина, больше пока просто неоткуда, уверен эксперт.

По мнению гендиректора консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, в Южную Корею пойдет газ с «Сахалина-1». Пока этот газ «Газпрому» не принадлежит, но скоро будет, уверен эксперт. А значит, газопровод Сахалин-Хабаровск — Владивосток будет поставлять больше газа на экспорт, чем российским потребителям.

Однако эксперт сомневается, что КНДР позволит свободно транспортировать газ по своей территории. Она, скорее всего, как и Россия, захочет закупать весь газ и продавать его на своих условиях.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Китай прекратил экспорт редкоземельных галлия и германия

Согласно данным Главного таможенного управления Китая, китайские компании приостановили экспорт галлия и германия в августе после введения ограничений на поставки этих стратегических металлов за рубеж с начала прошлого месяца.