Головоломный вопрос: зачем понадобилось кредитовать Исландию 4 миллиардами евро? Ответ на него хочется получить еще сильнее, если вспомнить, что сначала замминистра финансов заявлял, что о кредите для «страны селедок» ничего не знает.
Наиболее правдоподобная версия основывается на материалах журналистского расследования, опубликованного в ноябре 2006 года в датской газете Ekstra Bladet. Три соавтора — Джон Мюндеруп (John Mynderup), Бо Элкьер ( Bo Elkjaer) и Владимир Пимонов ( Vladimir Pimonov) — заинтересовались таинственными связями исландского и российского бизнеса. Толчок этому расследованию дала массовая скупка различных европейских компаний небогатыми исландскими компаниями, которая происходила через фирмы, зарегистрированные в оффшорах, прежде всего — на Британских Виргинских островах.
Копнув поглубже, датские журналисты обнаружили российские фирмы, и не фирмы, а «гиганты» бизнеса РФ, такие как “Альфа-групп”, “Алроса”. По версии журналистов, русские воспользовались схемой так называемого люксембургского холдинга 1929 года: компания, регистрирующая свою “дочку” в Люксембурге, получает в придачу парную компанию на Виргинских островах.
Авторы расследования обратили внимание на два офшора — Shapburg limited и Quenon investments limited. Схема описывается следующим образом: есть люксембургская компания Alfa finance holdings SA (российский Альфа-банк), один из учредителей которой — Shapburg limited, другой — гибралтарская компания AB holdindgs limited. Директорские функции в люксембургской “Альфе” выполняет — помимо одного физического лица — два юридических лица: виргинские фирмы Shapburg limited и Quenon investments limited.
Также выстроена схема и с “Алросой”, зарегистрировавшая в Люксембурге дочернюю компанию “Алроса финанс”. Миноритарный акционер в “Алроса финанс” это виргинская фирма Shapburg limited, а администратор люксембургской “Алросы” — Quenon investments limited.
Журналисты хотели выяснить, кто истинный владелец двух оффшоров, но по весьма странным обстоятельствам не обнаружили документов как раз на эти две компании в регистре. Все прочие документы на месте, а вот именно на Shapburg limited и Quenon investments limited — «запропастились». Кстати, Shapburg limited и Quenon investments limited не раз фигурировали и в ряде других сомнительных финансовых схемах с непосредственным участием крупных представителей российского, датского и исландского бизнеса. (Интересно, что в этих схемах ключевую роль играл крупнейший исландский банк Kaupthing, до национализации которого успел вывести свои активы российский олигарх Алишер Усманов.)