Главная » Компании » Россия. Как и где теперь будут работать «понаехавшие»?

Россия. Как и где теперь будут работать «понаехавшие»?

Страна не проживёт без работающих за гроши «пришельцев» — говорят одни. Их надо гнать — таково мнение других.

На днях в сытой и благополучной (и не только по меркам российской глубинки) Москве жители одного из весьма престижных районов собрались на стихийный митинг – событие для столицы весьма неординарное. Причина – убийство 15-летней школьницы. Обвиняемые (пока только участниками митинга) – гастарбайтеры… Сколько ещ ё таких митингов может состояться? С учётом экономического кризиса – немало.

Кризис делает всё более осязаемым «призрак» безработицы. Потихоньку крупные предприятия сокращают выпуск продукции, укорачивают рабочую неделю, отправляют народ в «отпуска» (ГАЗ, Магнитка). Предприятия более мелкие морально готовят сотрудников к увольнениям. Работа как таковая становится ценностью, которую, может быть, прид ётся обретать в жестокой борьбе.

И именно в этот момент власти принимают решение увеличить квоту на «ввоз» иностранных рабочих. Это при том, что многие видные экономисты не исключают: скоро компаниям и отдельным предпринимателям предстоит избавление от уже ранее нанятых.

Куда они пойдут? Организованно вернутся на родину? Вряд ли. Значит, будут пытаться выживать. И конкурируя с «местными» за рабочие места, и убивая, и грабя — кушать-то хочется.

Сторонники «легальной» миграции утверждают – мы без них пропадём! «Легальный» мигрант неопасен — его, собственно говоря, и легализуют с целью минимизировать потенциальные неприятности. Кто будет убирать мусор, вообще заниматься грязной работой? Тезисы вроде бы убедительные…

Алексей Шевяков, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН: «Пусть осваивают Дальний Восток!»

— Нынешняя миграционная политика, мягко сказать, неграмотная. Больше всего проблем с трудовой миграцией, а именно — с её незаконной «теневой» составляющей. Возьмём для примера столицу: дешёвая рабсила (по большей части нелегалы) строит элитное жиль ё. Кому это выгодно? Строительным компаниям и банкам, выдающим ипотеку.

Жанна Зайончковская, директор по науке Центра миграционных исследований: «Они нужны для роста экономики»

— В ближайшие два-три десятилетия миграционная проблема станет для России судьбоносной, как бы громко эти слова ни звучали. Дело в том, что последние 15 лет население нашей страны сокращается. В перспективе это приведёт к резкому уменьшению количества работающих граждан.

Мигранты без квоты

Правительство РФ увеличило квоту для трудовых мигрантов на 2008 год почти в 2 раза — до 3,4 млн. человек. Об этом на прошлой неделе заявил замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин. Эту новость мы обсуждаем с главой Комитета межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы Алексеем Александровым.

Осторожно, окошко закрывается

— Топилин уверен, что «механизм квотирования работает»…

— Думаю, оценка Мин-здравсоцразвития явно завышена. Что происходит сейчас? Работодатель подал заявку о том, что ему нужен иностранный работник, она прошла межведомственную городскую комиссию, кучу согласований, после чего вышло постановление Правительства РФ об утверждении квоты. Федеральная миграционная служба (ФМС) выда ёт разрешения на работу мигрантам в порядке общей очереди. Выдадут последнее и окошко закроют. Допустим, я подал заявку в прошлом году, как и положено: в ноябре этого года мне нужны 5000 человек для реализации крупного проекта. Её утвердили. Но к ноябрю квота просто закончилась. И я, законопослушный работодатель, остался ни с чем, сорвал проект. Понёс убытки, не сделал что-то нужное для города.

Механизм квотирования не работает, нет взаимосвязи между заявкой работодателя и выдачей разрешения ФМС мигранту. Не говорю уже о том, что заявка составляется на специалиста определённого профиля, а разрешение выдаётся первому, кто пришёл к заветному окошку ФМС. Например, у ЗИЛа потребность в иностранных работниках — 4500 в год. Чтобы их отобрать, завод пропускает через себя 11 000 человек. При этом все 11 000 должны иметь разрешение на работу, то есть процент трудоустройства — менее 50. А квота-то израсходована!

— Можно было бы сделать иначе?

— Разумный подход, на наш взгляд, такой: работодатель должен обратиться в городскую службу занятости, доказать там, что ему нужны работники-мигранты. Потом он получает положительное заключение на конкретных людей, которых сам предварительно отобрал. И уже с этими документами он отправляется в ФМС и оформляет разрешение на работу. То есть во главу угла должен быть поставлен работодатель: он — заказчик, он же и ответчик. Перед ним должны встать вопросы: как он обеспечит медицинское обслуживание своих работников? Как создаст им нормальные условия проживания? Тогда механизм привлечения гастарбайтеров становится прозрачным. Получив разрешение, нанимателю некуда деваться: каждый работник получает ИНН, налоги идут в бюджет города (сегодня это очень проблематично — по крайней мере, около 30% работников работают «втёмную»).
Кому платить по максимуму?

— Эти разрешения должны быть платными?

— Думаю, что да. Если я привлекаю иностранного специалиста с высшим образованием, имеющего опыт работы, я ничего не плачу. А если хочу вместо покупки экскаватора нанять 100 представителей среднеазиатской республики, для того чтобы рыть котлован (а через месяц выкинуть их на улицу), то плачу по максимальной ставке.

— Но такая схема сводит участие Минздравсоцразвития в процессе к минимуму. То есть тогда квотирование не нужно вообще?

— Его можно оставить для политических целей: механизм в любом случае — в руках Правительства РФ. По экономическим причинам можно установить квотирование напрямую. То есть какая-то максимальная цифра спускается в ФМС, но при любом варианте ответственность за мигрантов несёт работодатель. Зато, если он сможет доказать, что такие работники ему нужны, они у него гарантированно будут.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.