На одной из самых гигантских со времен СССР «строек века» снова проблемы. Мало того, что смета на прокладку трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан растет не по дням, а по часам, а сроки сдачи проекта постоянно переносятся, теперь еще в проект вмешался Росприроднадзор. Трубу нужно класть не выше, а ниже Хабаровска — вне пределов водоохранной зоны, потребовали от «Транснефти» государственные экологи.
Проблемы с «восточной» нефтяной трубой, которая свяжет Восточную Сибирь и Тихий океан, начались еще до появления самого проекта. На Дальнем Востоке экологи пугали общественность, что прокладка трубопровода нанесет непоправимый ущерб естественным природным заповедникам — вымрут тигры и другие представители здешней фауны. В итоге конечную точку «трубы» — порт на берегу океана — решили поменять. Затем экологи сумели достучаться до Владимира Путина, возмутившись тем, что трубу предполагалось проложить в непосредственной близости от озера Байкал. Тогда, напомним, президент волевым решением отодвинул маршрут на несколько сотен километров севернее Байкала.
Ну и, наконец, недавно в «Транснефти» (исполнитель проекта) поменялось руководство и сразу же возник еще целый ворох связанных с этим проблем. Во-первых, выяснилось, что утвержденной сметы в $ 12 млрд совсем недостаточно. Во-вторых, новое руководство объявило о пересмотре ряда уже заключенных контрактов с подрядчиками. В-третьих, «Транснефть» призналась, что сроки ввода трубы переносятся почти на год.
Вчера в истории многострадальной трубы появилась новая страничка. Росприроднадзор написал письмо в «Транснефть», в котором просит компанию перенести маршрут прохождения трассы южнее Хабаровска. По данным государственных экологов, по нынешней схеме труба пройдет севернее Хабаровска в пределах зоны санитарной охраны. Между тем уже в следующем году из этой зоны — Тунгусского месторождения подземных вод — запланированы поставки питьевой воды для хабаровчан. Поэтому чиновники попросили «Транснефть» обогнуть Хабаровск не с севера, а с юга. Реакция «Транснефти» пока неизвестна.
Напомним, что ввод в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО намечен на 2009 год. На первом этапе труба свяжет города Тайшет и Сковородино. Далее намечено строительство второй очереди — от Сковородина до нефтеналивного терминала «Казьмино» на берегу океана. По состоянию на начало февраля готовность первой очереди ВСТО по прокладке трубы составляла 46% (при плане в 67%), по нефтеперерабатывающим станциям — 30% (при плане в 68%). Между тем «Транснефть» обещает уже осенью пустить в эксплуатацию ответвление нефтепровода от границы Иркутской области до Талаканского месторождения в Якутии. С этого месторождения в западном направлении подачу нефти обещают наладить «Сургутнефтегаз» и ТНК-ВР.