Главная » Компании » Россия. Почему нефть дешевеет, а бензин — нет? Три причины «неснижаемых» топливных цен

Россия. Почему нефть дешевеет, а бензин — нет? Три причины «неснижаемых» топливных цен

За последние несколько месяцев нефть упала в цене более чем вдвое. Тем временем бензин на наших заправках подешевел в лучшем случае на рубль, а на большинстве АЗС ценники вообще не изменились. Отчего такая несправедливость? Ведь когда летом российская нефть подорожала до максимума, цены на заправках очень быстро побили все разумные пределы роста. «Известия» решили разобраться, дождемся ли мы дешевого бензина и когда.

Несмотря на то что Россия является «нефтяной державой», нефтепродукты у нас всегда ведут себя как неродные. Всю первую половину этого года бензин стремительно дорожал. Тогда нефтяники объясняли это просто: раз цена нефти на мировом рынке высока как никогда, то и бензин должен обходиться нам дороже. Любая попытка как-то ограничить его рост внутри страны ни к чему не приводила. Нефтяным компаниям тогда просто становилось выгоднее продать бензин где-то за границей. Значит, топлива в России становилось меньше и его цена взлетала.

Но с конца августа нефть стремительно дешевеет. За какие-то два месяца российская нефтяная марка Urals потеряла в цене почти 60% и сейчас стоит чуть ниже $60 за баррель — где-то на уровне начала 2007 года. Так почему же бензин Аи-92 на заправках не подешевел на столько же — то есть до 12,5 рубля?

Этим «странным» поведением моторного топлива уже заинтересовались в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Чиновники провели любопытные сравнения. Например, только в течение сентября розничные цены на бензин в Европе упали на 9%, в США — на 4%, а у нас — от силы на 1%. Конечно, очень приятно сэкономить теперь копеек 25 на литре Аи-92, но хотелось бы чего-то большего. Сочувствуя автомобилистам, антимонопольщики даже пригрозили нефтяникам.

— ФАС считает необходимым обеспечить… снижение цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. Необеспечение условий приведения цен в соответствие с рыночной ситуацией может быть основанием для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, — говорится в письме, разосланном недавно в крупнейшие нефтяные компании страны.

Нефтяники, конечно, сразу же начали рапортовать о выполнении и объявлять о снижении оптовых цен на моторное топливо на 8-10%. Но сформулированы эти обещания так расплывчато, что практически ни к чему и не обязывают. Например, компания «ЛУКОЙЛ» в понедельник сделала такое заявление:

— Компания продолжает плановое снижение розничных цен на нефтепродукты, начатое в августе-сентябре текущего года. В ближайшее время во всех регионах деятельности «ЛУКОЙЛа» в России цены будут постепенно снижены в среднем еще на 3-8%.

Согласитесь, трудно было найти более обтекаемые формулировки, чем «ближайшее время», «средние цены» и «постепенно снижены». В других нефтяных компаниях говорить о розничных ценах на бензин вообще отказались. «Правительство уделяет этому вопросу много внимания, и мы бы сейчас предпочли быть самыми незаметными», — пояснил представитель одного из адресатов письма ФАС.

Похоже, поэтому и снижение это пока почти незаметно и для московских заправок составляет около 1 рубля от максимальной цены в истории. Корреспондент «Известий», к примеру, в воскресенье заправлялся Аи-92 по 23,4 рубля за литр.

Эксперты видят три причины «неснижаемых» бензиновых цен. Во-первых, неповоротливость российской налоговой системы.

— Налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина пересчитывают раз в два месяца. Поэтому налоговое давление на нефтяников остается высоким, — заявил директор департамента оценки бизнеса консультационной компании «2К-Аудит» Александр Шток.

Во-вторых, нефтяники занимают «слишком» монопольное положение на внутреннем рынке. Ведь, как известно, система вертикально-интегрированных групп (нефтяная скважина-свой НПЗ-своя автозаправка) характерна именно для России. А, скажем, в США гибкость розничных цен обеспечивает большое число независимых заправок и НПЗ.

А вот третья причина скорее психологическая.

— У нас все привыкли к сверхприбылям, и заправщики просто не готовы сокращать свои выросшие за последние месяцы доходы, — жалуется Александр Шток.

В результате цена бензина вряд ли сильно снизится, считает эксперт, и Аи-92 дешевле 20-21 рубля мы не увидим, даже если нефть опустится ниже $40. Но все же к Новому году бензин может еще хоть немного, но подешеветь. С 1 декабря экспортная пошлина на нефть снизится с $372,2 до $304-309 за тонну, заявил заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина России Александр Сакович. Значит, бензин имеет все шансы стать дешевле — хотя бы еще на 1 рубль.

ОПЕК не удержала нефть

Стоимость нефти может снизиться на этой неделе еще больше на опасениях, что предпринятое ОПЕК сокращение добычи не сможет поддержать цены в условиях мирового финансового кризиса. К такому выводу пришла исследовательская компания Societe Generale SA. Уменьшения стоимости нефти ожидает 41% принимавших участие в опросе экспертов. Справедливости ради надо отметить, что 30% экспертов все же прогнозируют повышение цен. Остальные 29% думают, что цены останутся на нынешнем уровне.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.