Налоги должны быть понятными и справедливыми, стимулировать развитие экономики — такими должны быть главные требования к налоговой системе. Сейчас наша налоговая система не соответствует названным критериям. Особенно это относится к одному из главных налогов, к Налогу на Добавленную Стоимость (НДС) и особенно велика проблема расчета и уплаты НДС.
НДС, в принципе, простой налог, но существующая система его расчета очень запутана, что вызывает множество конфликтов между плательщиком налога и налоговой инспекцией.
НДС — это налог на добавленную стоимость, то есть, налог на стоимость, добавленную к начальной стоимости комплектующих, сырья или товара в процессе производства, переработки и перепродажи товара, стоимость, добавленная в цепочке Деньги — Товар — Деньги (по Карлу Марксу).
Сейчас существует следующий порядок исчисления НДС (см. налоговую декларацию): НДС к уплате = НДС в реализации + НДС в авансах – НДС в покупках – НДС в отработанных авансах (после реализации). Как видим, НДС имеет две составляющие: НДС с собственно добавленной стоимости = НДС в реализации – НДС в покупках, и НДС с авансовых платежей = НДС в авансах – НДС в отработанных авансах.
Если купля-продажа товара (покупка комплектующих — выпуск изделия — реализация) происходит в один и тот же налоговый отчетный период (сейчас квартал), и вы успеваете отрабатывать авансы, то НДС с авансовой составляющей равен нулю. Если аванс и реализация находятся в разных периодах — начинаются проблемы с НДС, связанные с авансами. Такая ситуация постоянно складывается в производстве изделий с производственным циклом несколько месяцев. Если вы получаете в конце отчетного периода аванс, но не успели отработать его и не успели закупить товар, получить счет-фактуру от поставщика, не можете взять в зачет НДС (хотя в платежном поручении указано, что НДС поставщику перечислен). После составления отчета вы будете вынуждены заплатить НДС с полной суммы аванса.
Этот налог может значительно превышать вашу предполагаемую добавленную стоимость, если добавленная стоимость (наценка) меньше ставки НДС. Оттянуть уплату налога практически невозможно, налоговая инспекция широко пользуется закрытием счета за задержку уплаты налогов. Получив от поставщика счет-фактуру в следующем отчетном периоде, вы, наконец, зачтете НДС и покажете в отчете «минусовой» НДС — так называемый НДС к возврату.
НДС к вычету — это повод для внеочередной проверки налоговой инспекции большого количества документов. Если при проверке вы докажете справедливость НДС к вычету, то деньги обратно не получите, но вам разрешат зачесть эти деньги в счет будущих периодов уплаты НДС. Таким образом, налог берется авансом до появления налогооблагаемой базы (добавленной стоимости предприятия), и в суммах больших, чем сумма окончательного налога.
Брать налог с аванса принципиально неправильно, ведь аванс заказчик может потребовать обратно, а налог уже уплачен! Зачем был введен НДС с авансов? По-видимому, для того, чтобы получить налог заранее, не разбираясь, получит ли предприятие добавленную стоимость или нет, и вообще, налог с аванса — это в принципе неверно, это дележ шкуры неубитого медведя.
Про отмену НДС с авансов говорили много лет подряд, говорил об этом и президент в одном из своих президентских посланий, но изменений системы НДС так и не последовало. «Минусовой» НДС (НДС к вычету) — это системная ошибка, минус должен возникать только при отрицательной добавленной стоимости, т.е. при работе предприятия в убыток.
В существующей системе «минусовой» НДС образуется только двумя способами: НДС с авансов и НДС к возврату при экспорте. Как образуется «минусовой» НДС с авансов, мы уже видели, а НДС и экспорт-импортные операции — это вообще отдельная история.
При импорте НДС дополнительно взимается к стоимости товара с импортера, при экспорте возвращается экспортеру. При импорте это защищает внутренний рынок, при экспорте дает конкурентные преимущества. Только зачем для выполнения данных функций притянули за уши НДС? Для защиты внутреннего рынка существуют таможенные пошлины, а дополнительная уплата НДС увеличивает стоимость закупаемых товаров на 18%.
Таким образом, если вы закупаете средства производства (обрабатывающие станки), не производящиеся в России, вы платите немалые налоги — таможенные пошлины и НДС, а потом мы говорим о технологическом отставании, низкой производительности труда. Стимулировать экспорт нужно, но зачем всем возвращать НДС? Какие-то виды экспорта следует стимулировать, возвращая часть стоимости в размере, зависящем от значимости вида экспорта, а за какие-то виды совсем не стоит возвращать стоимость, а наоборот, брать налог.
Кстати, в мошеннических схемах, как правило, пользуются возвратом НДС при несуществующем экспорте. Если вывести НДС из экспорт — импортных операций и отменить НДС с авансов, то можно уйти от возврата НДС, и тогда «минусовой» НДС будет являться действительно свидетельством каких-то нарушений.
Существующий порядок начисления НДС лишен здравого смысла. Главный порок в действующей системе НДС — это то, что налог вычисляется не с разницы реализации и покупок, а с разницы налогов: НДС в реализации – НДС в покупках. Казалось бы, что тут такого? С точки зрения арифметики тут все нормально: НДС= 18/118 х (Реализация — Покупки)= 18/118 х Реализация — 18/118 х Покупки.
Если бы мы платили НДС с разницы реализации и покупок, то не имело бы значение, с каким НДС поступает вам товар, какая история товара была до вас, вы платили бы только СВОЙ НДС, по своей ставке. А практически вы несете ответственность не только за свою добавленную стоимость, но и за всю добавленную стоимость товара, собранную в стоимости товара, до того как он попал к вам в руки, по всей цепочке хождения товара по рукам от состояния, так сказать, руды до состояния товара.
При продаже товара вы получаете НДС от покупателя по своей ставке НДС, передаете НДС поставщику товара как эстафетную палочку по его ставке и отнимаете из полученного НДС, вычисляете таким образом свой НДС. Имеет огромное значение, от какого поставщика товар поступил к вам, с каким НДС, какие поставщик платит налоги, оформлена ли без ошибок входящая счет-фактура. НДС вам не будет зачтен при наличии ошибок при заполнении счет-фактуры или в случае, если поставщик недобросовестный, не платит свои налоги, хотя вашей вины в этом нет!
Если куплен товар у поставщика, работающего по упрощенной системе налогообложения, то такой поставщик не платит НДС, и НДС у него не содержится в стоимости товара, принять в зачет НДС нельзя. Это приводит к двойному налогообложению — поскольку поставщик сам купил товар с НДС, но, пройдя через его руки, НДС исчез, и вы повторно его заплатите.
Если существует длинная цепочка поставщиков, а товар в течение отчетного периода не получен, то все участники цепочки не возьмут в зачет НДС и каждый заплатит НДС с аванса с полной стоимости товара, и при достаточно длинной цепочке посредников, сумма выплаченного НДС превысит стоимость самого товара.
Если товар отпустили без оплаты, отдали товар в кредит, то вы заплатите свой НДС с реализации, и неважно, получили вы деньги за товар или нет, но налог нужно заплатить задолго до получения прибыли (добавленной стоимости).
Такая схема уплаты НДС не очень болезненна для большого предприятия, поскольку происходит большое количество покупок и реализаций, предприятие работает относительно равномерно, переплаты и возвраты НДС взаимно компенсируются. Это страшно для малого и среднего бизнеса, имеющего сезонные колебания объемов работ, и для предприятий с длительным производственным циклом или только начинающих свою деятельность. Такая схема, понуждающая платить налог заранее и в завышенном объеме, привела к распространению различных схем ухода от налогов.
Для борьбы со схемами ухода от налогов, систему взимания стали усложнять, ставить «заплатки», потом «заплатки» на «заплатки», и сейчас система похожа на лоскутное одеяло, уже не видна основа, система малопонятна не только налогоплательщикам, но и самой налоговой инспекции.
Кстати существующая система НДС плоха не только для налогоплательщиков, но и для государства: в случае, если вы пускаете все полученные деньги за реализацию на покупку новых товаров, т.е. всю добавленную стоимость на увеличение оборотных средств, то тогда НДС реализации равен НДС покупок и НДС к уплате равен нулю. То есть, добавленная стоимость есть, а налога нет. Для того, чтобы все было корректно, в расчете должны участвовать только те покупки, которые были использованы в реализации. Плохо это или нет, можно обсуждать, ведь при этом нет налога на развитие, но возникает налог на прибыль.
ТАК КАКОЙ НДС НАМ НУЖЕН?
В первую очередь простой, понятный всем, не допускающий двойственности толкования, и нужно, чтобы налог уплачивался после получения добавленной стоимости.
Если вспомнить историю древней Руси, то тогда существовала десятина — налог в пользу церкви в размере 1/10 (10% — 1 мешок из 10 мешков) от прибыли (из урожая откладывали зерно для предстоящего посева — остальное делили). Налог был простой и понятный, его не уплачивали авансом, поскольку нужно было сначала дождаться урожая, налог не требовал сложной системы учета и армии сборщиков налогов.
Так вот, по аналогии, нужно высчитывать НДС с реализации, так как именно при реализации образуется добавленная стоимость. Налог должен составлять процент от разницы между суммой реализации и суммой купленных товаров, необходимых для данной реализации (комплектующих, производственных затрат).
Сейчас эффективная ставка НДС составляет 15,25% (18/118 при ставке НДС 18% или 2 из 13 мешков). Уплачиваться налог должен после поступления денег за реализацию, или, как вариант, по факту реализации, с рассрочкой платежа. Если проанализировать данное предложение в цифрах, то мы поймем, что предложение совершенно не меняет сумм уплаты налога, а просто делает расчет и уплату НДС более понятным, а главное, по «факту», а не авансом!
Если говорить о ставке НДС в 18%, то реально для предпринимателей этот процент выше, поскольку в жизни приходится сталкиваться с тем, что за многие виды затрат налоговики не признают к вычету НДС. А еще взаимодействие с предприятиями, работающими со льготным НДС или без НДС, с индивидуальными предпринимателями, так как за них приходится доплачивать НДС. Ну и так же авансовые платежи НДС, которые могут значительно превышать окончательные платежи, что изымает из оборота немалые деньги или заставляет брать кредиты для уплаты НДС. Все это приводит к увеличению реальной ставки свыше 18%.
Вспомним историю, как банки заставили указывать эффективную (реальную) ставку потребительских кредитов, которая оказалась значительно выше заявленной!
ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ НДС ЗНАЧИТЕЛЬНО ВАЖНЕЕ СНИЖЕНИЯ СТАВКИ НДС!
Изменение системы приведет к снижению реальной ставки и приближения ее к заявленной 18% (лучше говорить об эффективной ставке 15,25%, поскольку это более понятно, чем 18/118 при ставке НДС 18%) Изменение системы НДС приведет к снижению нагрузки на малый и средний бизнес без изменения ставки! Переход к новой системе учета НДС можно сделать поэтапно, без резких движений и в течении одного года:
1. Разрешить зачитывать НДС за поставку товара до получения товара, по платежным поручениям (в платежке же пишется — в том числе: сумма НДС).
2. Отменить НДС с авансовых платежей, отменить счет — фактуры.
3. Ввести расчет НДС по РЕАЛИЗАЦИИ — это принципиальный ключевой этап.
4. Ввести платеж НДС по факту поступления денег за реализацию.
Изменение системы приведет к тому, что плательщики НДС будут отвечать только за СВОЮ добавленную стоимость, будут платить налог только со СВОЕЙ добавленной стоимости после получения этой самой добавленной стоимости и не отвечать за ВЕСЬ НДС товара и не платить НДС с авансов. При этом не понадобится контролировать входящий НДС, не понадобятся счета — фактуры, не понадобится указывать в платежном поручении НДС, и работа бухгалтеров всей страны по начислению НДС радикально упростится, при этом легко будет определить недобросовестного плательщика НДС.
Существующая система не менялась практически много лет, все уже свыклись, и эту систему не хотят менять налоговики, поскольку налоговые инспекции и власти утратят мощные рычаги воздействия на бизнес, возможность держать любого предпринимателя на «крючке». Существующая система никак не способствуют развитию экономики, но менять систему надо, эту проблему можно решить только на высшем уровне при наличии политической воли.