На антикризисные меры ведущие страны мира уже израсходовали (или запланировали израсходовать) 9,2 трлн долл., подсчитала компания ФБК. Лидер по расходам — Велико­британия, потратившая на кризис 37% от ВВП. России кризис уже обошелся в 222 млрд долл. (13,9% от ВВП). Эксперты ФБК полагают, что бизнес должен нести долю ответст ­венности за кризис.
Компания ФБК проанализировала ряд открытых источников (пресс-релизы правительств, центральных банков, IMF) и представила вчера доклад «Россия и мир против финансового кризиса». Авторы доклада отмечают, что правительства западных стран, выбирая стратегию борьбы с кризисом, особое внимание уделяют «задействованию механизмов гарантирования, обеспечения, страхования». Например, в Германии объем госгарантий по долгам финансовых институтов определен в размере 400 млрд евро. Стратегия борьбы с кризисом в России в корне отличается от практики зарубежных стран: гарантии не даются, а деньги направляются напрямую.
Правда, в Плане действий, утвержденном российским правительством в начале ноября, были намечены меры, относящиеся к институту гарантий, но касаются они только предприятий, выполняющих госзаказ. Между тем механизм госгарантий прописан в российском законодательстве, в частности в законе о бюджете. «Таким образом, через поправки в закон о бюджете вполне можно было бы задействовать в качестве основной антикризисной меры предоставление госгарантий, — говорит один из авторов доклада руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Однако этого не сделано».
Директор по проектному финансированию «Грант Торнтон» Павел Бруссер считает, что говорить об усилении госгарантий можно только в том случае, если есть свободная ликвидность. «Как показывают наши расчеты, при нынешних ценах на нефть и газ и курсе доллара к рублю существующие расходные обязательства государства будут исполнены в полном объеме, — полагает г-н Бруссер. — Трудности с исполнением бюджета 2009—2011 годов могут возникнуть лишь при снижении цен на нефть ниже 55 долл. за баррель и снижении курса доллара по отношению к рублю».
ФБК указывает на то, что объединяет российские и зарубежные меры по предотвращению кризиса: ни здесь ни там нет ни слова об ответственности за кризис финансовых регуляторов. Привлечь к ответственности регулятора крайне сложно, полагает ведущий экономист компании «Ренессанс Капитал» Елена Шарипова. «Как предъявить претензии господам Кудрину или Игнатьеву, если они по своему правы — копили деньги на «черный день», — говорит она.
Но в США по крайней мере предусмотрены механизмы ответственности компаний. Американская программа TARP прямо указывает, что топ-менеджеры, приведшие свои компании к удручающему положению, должны будут лишиться всех бонусов. В Германии рекапитализация банков предусматривает отказ от выплат дивидендов акционерам. В России же об ответственности менеджеров (собственников) ничего не слышно. ФБК полагает, что бизнес должен нести долю ответственности за происходящее. «За рубежом это признали, у нас нет. Мы продолжаем спасать людей в костюмах от Brioni», — заключают авторы доклада.