Независимые эксперты, анализируя наметившиеся тренды на снижение производства во всех отраслях российской экономики, делают неутешительный вывод: 2009 год может стать критическим для отечественной промышленности.
Научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский заявил «Новому Региону», что сегодня все разговоры о кризисе преждевременны.
«По сравнению с тем, что ждет отечественную экономику в следующем году, – это пока цветочки. Однозначно, в ближайшие 2 года наш ждет мощный спад производства», – прогнозирует эксперт.
«Это только разминка, – соглашается независимый эксперт и экономист Михаил Делягин. – Сегодня страна испытывает не кризис, а депрессию. Потому что кризис означает ситуацию, когда вы достигли дна, оттолкнулись и пошли вверх восстанавливаться, а депрессия – когда вы легли надолго на дно, и если вы сами себя за волосы не вытянете, то пропадете».
Российская промышленность – это добыча, обрабатывающее производство и энергетика. Если говорить о добыче, то существенным образом на ее влияют низкие цены на сырье, низкая нефтяная конъюнктура, которая наметилась в мире. Из-за этого темпы добычи падают естественным путем.
«По нефти темпы добычи упали в этом году на 7%. В будущем году я не исключаю, что они упадут как минимум на 10%. Но с другой стороны бюджет критическим образом зависит от экспорта нефти, и государство будет стараться всеми силами не допустить значительного падения добычи сырья. Хотя здесь огромную роль играют такие негативные факторы, как истощение тех месторождений, которые уже разрабатываются, отсутствие инвестиций в нефтедобычу, минимальные темпы приращения новых месторождений и неэффективный менеджмент. Кроме того, коэффициент добычи нефти у нас один из самых низких в мире и составляет, примерено, 40%, тогда как в других странах, которые специализируются не нефтедобыче, этот коэффициент составляет как минимум 50%. Мы теряем до пятой части того, что могли бы добывать», – говорит Никита Кричевский.
В обрабатывающем производстве РФ 14 базовых областей: черная, цветная металлургия, машиностроение, металлообработка, легкая, текстильная, пищевая промышленность и т.д.
«Те отрасли, которые завязаны на экспорт, будут в худшем положении, чем те, которые реализуют свою продукцию внутри страны. Металл, сегодня никому не интересен, цены на него упали в 3-4 раза. Значительные инвестиции, которые поступали в эти отрасли, например, в металлургию, были разворованы и использованы неэффективно. Легкая промышленность не так отягощена долговыми обязанностями, как металлургия, и там ситуация будет лучше», – продолжает Кричевский.
По его мнению, проблемы в металлургии связаны с падением цен и неэффективным менеджментом. «Хотя пример Украины нам говорит, что падение темпов производства на 20% будет не самым плохим вариантом для нашей металлургической отрасли. В Украине падение уже составило до 40%, и еще продолжится», – продолжает эксперт.
Михаил Делягин в свою очередь отмечает, что сегодня «очень плохая ситуация» во всех без исключения секторах российской экономики:
«В текстильной промышленности наметился спад. Плохая ситуация в авиастроении, и в целом в гражданском машиностроении. На АВТОВАЗе на главном конвейере была организована 4-х дневная рабочая неделя. Учитывая, что у рабочих там была зарплата 10-12 тысяч рублей, сегодня их заработок упал на 20%, это 8 тысяч рублей – доход ниже прожиточного минимума. В целом идет свертывание производства, хотя процесс продвигается медленнее, чем предполагалось. В черной металлургии тоже очень плохая ситуация, как и в химической промышленности. Угольщики пока кризис не испытали в полном объеме, но испытают, так как спрос на уголь снизится»/
И Делягин и Кричевский при этом подчеркивают: промышленность возродится, но неизвестно когда и на какой основе, так как удар был нанесен очень сильный и очень жестокий.
«Необходим протекционизм, – говорит Делягин. – Но он должен сопровождаться конкретными требованиями по обновлению технологического производства, по поддержанию заработной платы и занятости. Протекционизм нужно дополнять не только государственной поддержкой, но и жесткими требованиями государства, как социальными, так и по объему производства, по технологическому процессу. Это возможно, просто российские власти отвыкли сегодня работать и напрягаться».
Никита Кричевский также ждет в следующем году перехода на государственное управление экономикой. Главный плюс такого шага – снижение тарифов естественных монополий на газ и электроэнергию. «Повышать цены во время экономического спада – прямая дорога к социальным недовольствам в стране. Поэтому власти будут вынуждены отказаться от проведения существующей ценовой политики, но когда именно это произойдет сказать сложно», – резюмирует Никита Кричевский.